Одной из самых частых причин обращения к логопеду становится «трудная» буква Р. На самом деле довольно много детей с раннем возрасте не справляются с произношением.
Если сначала неправильно произносимые малышом слова вызывают у родителей умиление, то через некоторое время эта ситуация чаще всего начинает их беспокоить.
Так, как научить ребенка говорить букву Р, если он никак не может справиться с ее произношением? В каких случаях картавость можно списать на возраст малыша, а в каких случаях ему срочно требуется помощь логопеда?
Для того, чтобы решить проблему важно понимать, почему она возникла.
Что мешает произнести букву «р» правильно
Основными причинами почему не проговаривается этот звук являются проблемы, связанные с ротовой полостью.
Короткая подъязычная связка
Другое название — уздечка. Именно она мешает свободно двигаться языку. Обычно этот дефект устраняется еще в роддоме. Она также может помешать правильному захвату соска у младенца во время грудного вскармливания. Если данный дефект был обнаружен в школьном возрасте, ее растягивают логопедическими упражнениями.
Проблемы с фонематическим слухом
Фонетический слух – это способность слышать и воспринимать звуки правильно. В три года дети должны различать похожие друг на друга звуки, хотя проговаривать их еще не могут. В некоторых случаях такие нарушения связаны с аденоидами и другими заболеваниями. Тем самым ребенок не слышит определенный звук и в своей речи он заменяет его на другой похожий.
Неправильное речевое дыхание
Чтобы правильно произносить звуки, в том числе и букву Р, нужно управлять выдохом. Не все дети умеет это делать в раннем возрасте. Некоторые поднимают для этого плечи, другие не умеют регулировать свое дыхание во время речи.
Прикус
Правильный прикус предполагает перекрытием верхними зубами нижних примерно на треть, остальные зубы должно плотно смыкаться. При неправильном прикусе, поставить некоторые звуки правильно невозможно физиологически. Потребуется исправлять прикус ребенка.
Общие правила
Обычно родители до поры до времени не обращают особого внимания на «французское» произношение чада. Тревогу начинают бить ближе к школе. А между тем, чем раньше они займутся ребенком, тем проще и быстрее коварная буква войдет в лексикон.
Некоторые источники требуют, чтобы первым делом малышу объяснили разницу между звуками и буквами. Дескать, в первом классе малышу потом будет проще.
Давайте смотреть правде в глаза: сейчас не каждый взрослый знает различие. Поэтому не забивайте ребенку голову. Кстати, в первом классе учитель и без вас объяснит чаду все про буквы и звуки. А значит оставьте малышу немного детства, учеба еще успеет ему надоесть. В общем, занимайтесь буквой Р, и ничем кроме.
Что делать, если ребенку никак не дается буква Р? Обратитесь к логопеду. Нет, совсем не обязательно ходить на занятия регулярно. Можно сэкономить немалую часть семейного бюджета, если вы сами готовы заниматься с малышом. Но хотя бы один раз посетить специалиста стоит. Он определит проблему и подскажет, в каком направлении двигаться.
Совет. Сходить к логопеду нужно обязательно. Зачастую родители в погоне за буквой Р не замечают, что отпрыск коверкает другие буквы.
Сразу разворачивайтесь и уходите, если специалист начинает вас стращать. Якобы от картавости развиваются дисплазии, патологии и ужасные болезни головного мозга. Такой «логопед» просто хочет вытянуть из вас побольше денег. Запомните, от ротацизма (официальное название картавости) еще никто не умирал. Вон, жители Франции и Германии все поголовно картавят. И что? Прямо все штабелями падают и умирают от патологий? А сколько человек говорят на английском языке? Ведь там нет четкой буквы Р. Так, жалкое подобие. Скажете тоже абсолютно все страдают от заболеваний мозга? Глупости.
Ищите хорошего специалиста, который будет давать вам ценные рекомендации как научить ребенка говорить букву Р, а не рассказывать сказки.
Кстати, картавость может быть от недоразвития уздечки. И, если раньше приходилось ее подрезать хирургическим путем, то сейчас можно избежать таких кардинальных мер. Есть много упражнений, позволяющих растянуть и разработать уздечку безболезненно.
А вы знали? Оказывается, что наиболее тяжелая форма ротацизма — это гортанный вариант (или горловой). В таком случае родителям бывает очень сложно научить ребенка говорить букву Р правильно. Здесь однозначно не обойтись без помощи логопеда. Потому что это уже не коррекция речи, а переучивание.
Не заставляйте отпрыска насильно выполнять логопедические упражнения. Выбирайте время, когда малыш:
- выспался
- накормлен
- здоров
- отдохнул
- в хорошем настроении
Обязательно используйте элементы игры, чтобы заинтересовать ребенка. Сухой официальный язык оставьте себе. С чадом можно и подурачиться, но только на основе рекомендованных занятий. И не перенапрягайте ребенка. Пары раз в день по 20-25 минут более чем достаточно, чтобы у малыша не развилось отвращение к учебе.
И еще. Кроме специальных упражнений для буквы Р, не сбрасывайте со счетов другие уроки по тренировке всего речевого аппарата. Ведь только комплексный подход поможет вам одолеть сложную букву.
как научить ребенка застегивать пуговицы
Как ребенок может коверкать «Р»
Неправильные звуки «р» называют ротацизм – это те звуки, которые заменяются вместо этой буквы. Прежде чем определить упражнения на постановку звука Р, необходимо понять, как именно ребенок проговаривает этот звук. Это происходит следующим образом:
- Картавость или проговаривание через горло. При произношении вибрирует небо, вместо кончика языка. Подобное явление более характерно для французского, но не для русского.
- Боковое «Р». Такое происходит если сторона прижимается к верхней челюсти, противоположная сторона свисает. В этом случае кончик не может вибрировать, а сам звук Р более похож «рль».
- Одноударное «р». Вместо дрожания, кончик ударяется о нёбо. Так проговаривается английская буква «R».
- Произношение через нос. Воздушный поток должен проходить через рот.
- Кучерское Р. Язык вибрирует на прижатых губах, в итоге получается звук «тпр», а не чистое Р.
- Параротацизм. Это явление замены звука Р на другой, например Г.Л,В.
- Пропуск. Ребенок просто не проговаривает этот звук вовсе и пропускает его в своей речи.
Важность упражнений для автоматизации буквы Р
После того, как ребенок научился произносить отдельный звук, необходимо закрепить его использование в повседневной речи. Без этого малыш не сможет говорить плавно и четко.
Автоматизация звука «р» происходит поэтапно, сначала ребенок привыкает использовать его в слогах, затем в словах, после этого в предложениях.
Логопеды рекомендуют отвлекать ученика от процесса произношения, используя различные раздражители. Специалисты акцентируют внимание на картинках, прикосновении к фактурным предметам, движении руками.
Автоматизация твердого звука Р в слогах ра-ро-ры-ру
Задания на автоматизацию звука «р» начинают с разминки – артикуляционной гимнастики.
После этого несколько раз громко и четко произносят «р».
Следующий этап – произношение односложных слов, начинающихся с «р». В качестве второй буквы необходимо использовать все гласные по очереди.
Освоив произношение простых слов, переходят к автоматизации буквы «р» в словосочетаниях. Хороший эффект дает использование коротких стишков, в первой части которых повторяются слоги состоящие из «р» и гласной.
Вторая часть стишка рифмуется со слогами из первой. Можно предложить ребенку придумать рифму самостоятельно. Эти упражнения помогают автоматизировать звук «р» в словах и словосочетаниях.
Мимическая гимнастика
Упражнения на букву «р» направлены на укрепление мышц лица. Желательно проводить занятия перед зеркалом.
- Движение бровями вверх и вниз.
- Улыбка с напряжением щек.
- Растягивание губ в широкой улыбке.
- Напряжение и расслабление мышц челюсти и шеи.
Движения должны быть медленными, в момент напряжения необходимо задержаться на несколько секунд.
Дыхательная гимнастика
Развивает правильное дыхание во время разговора. Вот несколько способов постановки звука «р».
Свечка
Набирают в рот воздух, надувая щеки. Выдыхают, не открывая рот, через узкую щель между губами, стараясь задуть свечу.
Мыльные пузыри
Выдувают мыльные пузыри. По команде взрослого стараются дуть резко, чтобы получилось много маленьких или медленно, выдувая один большой.
Собачка
Быстро дышат, высунув язык.
Подводная рыбалка
Глубоко вдыхают, задерживают дыхание как можно дольше. Выдыхают медленно.
Постановка с механической помощью
В этом случае используют ватную палочку. Во время повторения звука «з» необходимо палочкой подвинуть кончик языка вглубь.
Дети не любят это упражнение, но избегать его не стоит, так как оно помогает быстро научить ребенка говорить букву «р».
Упражнения для улучшения речевого слуха
Без развития фонематического слуха невозможно научиться правильно произносить букву «р», так как воспроизвести ее, не услышав, не получится.
Картинки
Ребенок должен найти изображение, в названии которого есть звук «р». Следующий этап – отсортировать картинки на две части. В словах первой группы присутствует этот звук, во второй – нет.
Хлопки
Помогают произносить длинные слова. Сначала слоги отделяют паузой, после малыш должен хлопать в конце каждого слога.
Эти простые приемы постановки буквы «р» позволяют малышу почувствовать состав слова и облегчают использование в повседневной речи.
Какие упражнения можно делать дома
Упражнения должны быть направлены на причину, почему ребенок не может выговаривать этот звук Р.
Упражнения для подъязычной связки
Это упражнение улучшает эластичность языковой мышцы, развивает его подвижность. Состоит упражнение в следующем:
- кончиком стараться дотянуться до своего носа;
- язык крепко прижимается к нёбу и проводится в сторону горла, насколько это возможно;
- открыть рот, высунутый язык максимально выгнуть вверх;
- проводиться по внутренней стороне зубов в разные стороны;
- сворачивается лопатой и высовывается наружу.
Упражнения для развития подвижности кончика языка
Звук Р появляется только при вибарции кончика. Чтобы развить это, существуют специальные упражнения:
- покусывать кончик;
- прижатым к нёбу языком щелкать;
- высунутый язык прижимается к губе и выдыхвется воздух, тем самым создается вибрация на его кончике;
- открытым ртом произнести буквы Д, Т.
- «Д» и «Т».
Постановка Р
Упражнения, направленные на правильное произношение:
- Р произносится в положении языка, в котором проговаривается звуки Д и Т, но с небольшой вибрацией. Для этого язык прижимается плотно к нёбу и выдыхается воздух.
- Произносить «ДРРРР» или «ТРРРР».
- Подключение к звуку гласных, например ДРО, БРО, ВРЕ.
- Произносить слова с сочетанием букв «тр» и «др».
- Закрепление результата скороговорками.
Желательно делать все эти упражнения перед зеркалом и наблюдении взрослого, который должен помогать и подсказывать.
Причины проблемы
Почему ребенок не выговаривает букву «Р»? Сложность в воспроизведении рычащего звука может объясняться разными причинами:
- Особенность строения подъязычной связки;
- Нарушение фонематического слуха;
- Неправильный прикус;
- Проблемы с речевым дыханием.
Все эти причины исправимы: что-то решается дома, что-то требует консультации у специалиста и более серьезных мер. Но самое популярное объяснение проблемы — сложность звука и неправильное его усвоение. Возможно, ребенок редко разговаривает и слышит речь, возможно, он слышит и считает нормой аномальное произношение. Например, картавят сами взрослые или старшие дети, и малыш думает, что это норма. Нередко сами родители подражают детскому говору и провоцируют возникновение трудностей, ведь при таком обращении дети уверены, что на их лепете разговаривает весь мир, и ничего исправлять не нужно. Поэтому когда Вы зададитесь вопросом, как научить ребенка выговаривать букву Р, начните с домашней инспекции: необходимо разговаривать с сыном или дочерью правильно и не поощрять искажения речи, которые раньше считались забавными. Если Вы поставите цель — чистое произношение звука «р», и приступите к методичному выполнению упражнений, то вскоре Ваш ребенок научится произносить звуки правильно.
Занятия для артикуляции
Перед началом всех упражнений, нужно провести гимнастику, а только после переходить к самим тренировкам.
Качели
Болтание языком при открытом рте. Нужно дотрагиваться до верхних и нижних зубов. Периодически задерживается на верхних на 10-20 секунд.
Кукушка
Высовывается кончик и дотрагивается верхней губы, а затем заводится за верхние зубы. Рот при этом должен быть широко открыт.
Маляр
Язык проводится по зубам, щекам, небу. Язык является как-бы кистью и нужно покрасить ею ротовую полость изнутри.
Лошадка
Языком делаются цокающие звуки.
Угощение
Язык облизывает по часовой стрелки губы.
Котёнок
Слизать воображаемое угощение с блюдца. Язык не должен быть свернутым.
Гармошка
Нужно поднять язык и закрепить его у нёба. В таком положении закрыть рот.
Молоточек
Широко улыбнуться и кончиком языка постучать по нижним зубам.
Домашние игры, обучающие ребенка говорить букву «Р»
Развитие речи дошкольников происходит постепенно, поэтому нельзя сразу пытаться научить ребенка скороговорке про «Греку» или пытать фразой «скажи «рыба». Такое упорство способно только напугать малыша и привести к тому, что он вообще откажется сотрудничать с вами.
Постоянные ненавязчивые занятия в игровой форме — вот то, что нужно заботливым родителям.
«Семья тигров»
Представьте, что вы — взрослый тигр, а ваш ребенок — тигренок. Покажите ему, как рычат животные, и поиграйте (только не переусердствуйте, чтобы «тигренок» не устал).
«Кот (собака) пьет»
Если у вас есть домашние животные, то ребенок обязательно должен был видеть, как они пьют. Налейте в блюдце молока и предложите крохе повторить движения питомцев языком. Это хороший метод укрепить мышцы ротовой полости.
«У кого длиннее?»
Скажите крохе, что никто не может дотянуться языком до подбородка и носа и на спор проверьте — у кого язык длиннее. Играйте каждый день — таким образом мышцы речевого аппарата ребенка станут более эластичными и крепкими.
Как поставить звук Р
Начинать рекомендуется с постановки других звуков, и только после этого переходить к букве Р.
Барабан
Ударить языком по верхним зубам и одновременно проговариваем букву Д. Темп постепенно ускоряется.
Жужжалка
Произнося Ж, язык медленно оттягиваем в сторону горла. Звук Ж должен перейти в Р.
Змейка
Повторяем букву С и заглатываем язык, касаясь им кончика нёба.
Индюк
Нужно высунуть язык и провести им движения вперед-назад, совершая скользящие движения его кончиком по нёбу.
Комарик
Нужно открыть рот, поднять язык наверх и упереться им в альвеолы, произвести жужжащие звуки.
Моторчик
Под язык помещается палец и совершаются активные движения. Одновременно при этом выполняется упражнение КОМАРИК.
Как закрепить полученный результат
Если ребенок начал проговаривать этот звук, необходимо закрепить это. Чтобы это сделать, существуют некоторые упражнения:
- громко сказать Р несколько раз;
- закрепить через произношения слов и слогов с буквой Р;
- убрать упражнения с «Д»;
- перейти к обратным произношениям, вместо РА-РО, говорить АР-ОР;
- использовать скороговорки.
Эти упражнения закрепят результат и доведут проговаривание буквы Р до автоматизма. На начальных этапах количество Р должно быть большим. Ребенок должен запомнить и привыкнуть к артикуляции этого звука. Р должно плотно зафиксироваться в его речи. Взрослый должен произносить его вместе с малышом, показывая правильное произношение. Затем ребенок должен активно употреблять слова с Р в своей речи.
Зарядка для языка: артикуляционные упражнения
Занимаясь с ребенком упражнениями, не забывайте, что все они должны проходить в игровой форме. И дело не только в том, что вообще вся деятельность малыша в этом возрасте проходит в игре.
То, что вам кажется совсем легким, вашему малышу поначалу будет даваться совсем непросто. Мышцы язычка еще не готовы так резво двигаться. Некоторые упражнения будут даваться ему через силу и утомлять. Поэтому только с помощью игры и поощрений вы сможете добиться регулярности занятий.
Грибок
Язык нужно «приклеить» к верхнему небу, как при цокании «лошадкой». Подержать в таком положении около 10 секунд, отдохнуть. Повторить 3-5 раз.
Чистим зубы изнутри
Кончик языка с силой проводит по зубам изнутри — от десен к верхушке зуба. Повторить 5-8 раз.
Маляр
В улыбке приоткрыть рот, приподнять язычок наверх и осторожно «гладить» небо от зубов до горлышка и обратно. Повторяем 8 раз.
Гармошка
«Приклеить» язык к верхнему нёбу, как в упражнении «Грибок» и опустить челюсть вниз как можно сильнее. Закрывать рот и опять открывать. Язычок при этом остается приклеенным. Повторяем 5-8 раз.
Футбол
Твердый кончик языка упирается то в одну щечку, то в другую. Взрослый оказывает пальцем сопротивление, нажимая на появившийся на щеке «мячик».
Причесываем язычок
Слегка прикусить кончик языка и продвигать его через зубы вперед и назад. Повторяем несколько раз.
Все эти упражнения постепенно тренируют язык, готовят его к произнесению буквы Р.
Освоив их, можно приступить к тренировке рычания. Для этого тоже есть специальные упражнения.
Заводим мотор
Широко улыбаясь, приоткрыть рот, поднят язык наверх и с силой ударить по альвеолам, произнося «дын-дын-дын». Поначалу мотор работает медленно, потом ускоряется. Тренируемся по 5-10 секунд.
Еще один вариант — заводим мотор, говоря «д-д-д». Через пару секунд попросите ребенка сильно дунуть. То есть звук «д» должен произноситься на сильном выдохе.
При этом малыш сможет почувствовать ту самую вибрацию, которой пока не хватает для произнесения звука Р.
Волшебная палочка
Вам понадобится обычный медицинский шпатель или чайная ложка. Существует и специальный логопедический шпатель, вы сможете приобрести его в аптеки или интернет магазине. Однако многие успешно заменяют шпатель детским пальчиком.
Ребенок должен говорить звук «жжж», приоткрыв рот, а вы постепенно шпателем продвигаете кончик языка выше к нёбу. Попросите ребенка говорить и сильно дуть, как в упражнении выше, при этом сами опробуйте двигать шпатель вправо и влево, создавая вибрацию.
Слушаем Р твердый
Все то же самое, что и в предыдущем упражнении, только ребенок произносит звук «ззза». Здесь и вы, и малыш должны четко услышать твердый звук Р. Более подробно о работе над этим звуком расскажет следующее видео:
Р мягкий
Для того, чтобы услышать мягкий звук Р как в словах «рис», «ритм», ребенок должен говорить на выдохе «зззи». Ваша задача — опять же создавать вибрацию шпателем.
Освоившись с этими заданиями, можно просить ребенка повторять слоги и отдельные слова, в которых есть наша «важная» буква. Вы можете придумывать их сами или приобрести логопедические пособия.
И лишь когда звук Р уже стал появляться в речи, нужно переходить к разучиванию скороговорок. Эта ступень называется закрепление. Напомним, что все равно каждое занятие следует начинать с зарядки для язычка.
Способы постановки звука
Подражание
У детей младше шести лет, часто звук Р появляется вследствие их подражания. Именно поэтому взрослые должны говорить правильно, четко, максимально внятно. Взрослые должны показывать идеальное фонетическое произношение.
Упражнения от «Ж»
Если проговаривание этой буквы не нарушено, тогда при его произношении язык отодвигается пальцем или палочкой внутрь рта. Так буква Ж плавно переходит в Р. Закрепляется это частым повторением, постепенно ребенок выговаривает нужный звук без использования вспомогательного.
Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».
Упражнения от «С»
Ребенок должен тянуть букву, делать вдох и прижать язык к альвеолам. Так проявится Р. Проведя закрепительные упражнения можно добиться полной автоматизации Р в речи.
Постановка от «З»
Произнося «З», ребенок кончиком своего языка легко касается альвеол и одновременно дует на язык. Так будет слышен требуемый «Р» с вибрацией. Этот способ похож на метод с буквой «С» и логопедами он используется редко.
Произношение Р на вдохе
Речь произносится при вдохе, он должен коротким.
Механический метод
Звук Р можно поставить механическим способом. Для этого потребуются специальные логопедические инструменты. Ребенок должен открыть рот и поднять язык к нёбу. Логопед в это время производит постукивающие движения молоточком по альвеолам и вызывает вибрацию языка шпателем. Звук должен быть закреплен сначала при помощи инструментов, затем ребенок привыкает и может обойтись без них.
Вибрация появляется, когда на кончик языка кладут комок плотной бумаги с ниткой. Когда он убирается с поврехности, на язык необходимо сильно дуть. Использовать это нужно аккуратно, не травмируя ребенка.
Упражнения для выдоха
Такие занятия — непременный атрибут артикуляционной гимнастики. Потому что без сильного выдоха звук Р произнести не получится (нужна вибрация кончика языка). Кстати, вместо тренировок можно надувать мыльные пузыри. Или катать по столу легкий шарик от пинг-понга. Или даже пробовать удержать воздушный шарик в воздухе одним дыханием без рук. Устройте соревнования — кто дальше задует бумажку по столу. Словом, развивайте фантазию и силу выдоха у своего чада.
Вот некоторые упражнения для этого:
- Непослушный. Язык высовываем, несколько раз быстро прихватываем его губами. Одновременно с этим делаем глубокий выдох.
- Маятник. Улыбаемся, немного приоткрываем рот. Высовываем кончик языка и водим им от одного уголка губ к другому. Одновременно выдыхаем.
- Комарик. Слегка приоткрываем рот, кончик языка высовываем. Произносим букву З, сильно выдыхая воздух. Теперь прячем язычок внутрь. Снова говорим долгую букву З, и опять выдыхаем.
Логопеды рекомендуют родителям приобрести специальный шпатель для занятий. Использовать его очень просто. Надо во время занятий аккуратно подсунуть инструмент под язык ребенка и подвигать им влево-вправо. Таким способом создается дополнительная вибрация на кончике языка. А иногда становится отчетливо слышна буква Р.
Совет. Покупайте логопедические шпатели, предназначенные для детей, а не для подростков или взрослых. У них более аккуратная форма. А еще они вкусно пахнут фруктами, конфетами или шоколадкой.
как научить ребенка завязывать шнурки
Постановка «Р» по Хватцеву
Эта методика была создана педагогом Михаилом Ефимовичем Хватцевым в 1959 году. Данный метод состоит из нескольких последовательных этапов:
- Составление отдельных словосочетаний, содержащие похожие слова, отличающиеся в одну букву – жалко-жарко, вор-вол и другие.
- Вызывание вибраций на языке механическим способом. Для этого производится стуки по деснам.
- Получение звука «Р» от «Д».
- Доведение проговаривания до автоматизма, проговариваем слогов и слов с этой буквой.
Эта методика активно используется и в настоящее время, хотя появилась она в период СССР.
Автоматизация звука [р] в речи
Автоматизацию звука [р] начинают тогда, когда малыш уже сам может четко сказать «Р». Теперь ребенка нужно научить пользоваться им во фразовой речи. Работа по автоматизации состоит в том, что поставленный звук сначала произносят в слогах, потом в словах, далее в предложениях и в самостоятельной речи.
Автоматизация звука [р] в слогах должна проходить в строгой последовательности: «Р» в начале слога, в конце слога, в середине слога, в стечении согласных. При автоматизации звука в словах стоит придерживаться этого же принципа. Чтобы поддерживать интерес малыша к занятиям, ему предлагаются картинки, в названии которых присутствует буква «Р».
Занятия с наглядным материалом
Чистоговорки и скороговорки
Затем ребенку предлагают повторять за взрослым предложения со словами, в которых есть звук [р]. Начинают с простых чистоговорок: ра-ра-ра – у лисы нора.
Затем можно переходить к скороговоркам – коротким стихотворениям, в которых почти в каждом слове есть буква «Р».
Способ по Левиной
Роза Евгеньевна Левина в 1965 году создала свою собственную методику, которая состояла из упражнений для артикуляции для постановки буквы Р. Вначале занятий добиваются фрикативное Р, которое не имеет характерной вибрации.
- Второй этап – тренировка звуков Ж, Ш. Нужно раздвинуть губы, но не округляя их. При этом нужно тянуть звук Ж и сдвигать кончик языка к верху.
- На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.
- Для получения Р используется Д, которая должна произносится на выдохе. Рот должен быть при этом открытым, а язык соединяется с верхними деснами.
Как можно заниматься дома, чтобы научиться произносить букву Р?
Родителям необходимо себе уяснить, что коварная буква не произносится, потому что мышцы язычка еще слабые и не могут правильно себя вести. Однако, при этом ошибкой стало бы заставлять ребенка упорно повторять скороговорки и стишки на букву Р, пока они просто не в силах еще его произнести.
Занимаясь без логопеда, домашние занятия следует строить таким образом:
- Сначала подготовить язычок специальными упражнениями.
- Затем учиться говорить букву Р четко в слогах и саму по себе.
- И лишь затем закреплять ее, заучивая скороговорки.
Как проводить логопедическую разминку
Все занятия с логопедом или в домашних условиях должны начинаться с разминки. Она несет ряд задач:
- развивает моторику, артикуляцию;
- улучшает нижнедиафрагмальное дыхание;
- развивает ротовое и носовое произношение отдельных звуков;
- активирует мышцы нёба, языка, глотки;
- ставится голос ребенка и способность говорить с выражением;
- вырабатывается чувство ритма;
- улучшает мускулатуру артикуляционных мышц.
Здесь можно использовать различные скороговорки, стишки, детские песни.
Упражнения для правильного дыхания
Правильное речевое дыхание — важная составляющая верного образования звуков. Дыхательные упражнения направлены на увеличение объема дыхания, установку правильного ритма.
- Полезна для развития дыхания игра, когда через трубочку в стакан с водой вдувают воздух, чтобы получались пузырьки.
- Упражнение «Буря». Вам понадобится небольшой кусочек ватки, который надо положить на стол. Ребенок должен поставить кончик языка на альвеолы (бугорки) и сильно подуть на ватку, как ветер. Чем сильнее он дует, тем дальше улетит ватка. Цель — заставить язык вибрировать у альвеол.
- Упражнение «Фокус». Развивает не только дыхание, но и язык. Для него нужно положить ребенку на кончик носа ватку. Пусть он ее сдует, высунув язык и загнув его кончик вверх.
Правильный звук Р
Логопеды рекомендуют ставить этот звук последним. Обычно это происходит в 5-6 лет. До этого возраста неправильное Р считается нормой. Многие дети начинают выговаривать ее самостоятельно, без усилий логопеда и специальных упражнениях. Есть случаи, когда помощь логопеда может потребоваться раньше. Это нужно если Р уже появилась, но в неправильной форме. Она может быть заменена на Л, В и другие. В норме Р должен произносится при:
- расслабленных губах;
- расстояние между нижней и верхней челюстью не превышает 5мм;
- язык приподнят к деснам верхних зубов;
- язык должен производить вибрацию;
- средняя часть языковой мышцы слегка выгибается;
- задняя часть прижимается к нёбу;
- боковые стороны прижаты к верху;
- голосовые связки соврешают интенсивные колебания.
Только в этом случае произношение может считаться нормальным и правильным.
Как научить ребенка выговаривать букву «Р» – видео
Больше эффективных упражнений можно увидеть в специально разработанном курсе логопедических занятий «Рычать подано».
Еще несколько рекомендаций
- Мечтаете научить своего малыша кататься на коньках? Практичные советы помогут чаду быстро освоить этот непростой и полезный навык.
- Также, пользуясь нашими рекомендациями, вы сможете довольно легко научить ребенка читать по-английски.
- Родители первоклассников часто беспокоятся о том, как подготовить ребенка к школе. Эта статья сформирует у вас четкое понимание того, какие методы подготовки выбрать для максимально эффективного обучения дошкольника.
- Вы хотите научить ребенка читать, но не знаете, с чего начать? Непременно воспользуйтесь данной статьей, и вы легко справитесь с этим непростым заданием.
Важно помнить, что все занятия должны проходить в обстановке доверия и любви. Тогда малыш, чувствуя вашу поддержку и заботу, освоит даже самые трудные навыки. Поэтому не ленитесь поощрять его и хвалить даже за самый малый успех, ведь это самый благодатный труд! Если вы знаете, как преодолеть неправильное произношение у малыша, опишите свои методики и занятия. Расскажите, с какими трудностями вам пришлось столкнуться. Делитесь своим опытом в комментариях.
Причины, по которым ребенок не проговаривает звук
Существует несколько причин, по которым малыш может не уметь правильно произносить букву «р». К ним относятся:
- ранее обучение ребенка произношению звука (речевой аппарат по физиологическим причинам еще не способен произносить сложные звуки);
- неправильное строение или недоразвитость языковой уздечки;
- малоподвижность аппарата артикуляции (неспособность придать правильное положение для воспроизведения звука губам и языку);
- речевое дыхание – ребенок не может произносить сложные звуки, потому что неправильно дышит. Это может быть вызвано хроническими заболеваниями дыхательной системы;
- затрудненностью дыхания;
- фонематический звук – ребенок не отличает одни звуки от других и подменяет правильные неправильными из-за этого. При таких ситуациях обычно проблемы возникают со многими звуками, а не только с нужным;
- привычка – неправильное устоявшееся произношение, с которым расстаться будет достаточно трудно. В данных случаях малыш обычно способен научиться говорить «р», но ввиду того, что привык произносить слова неправильно, включая другие звуки вместо нужного, коррекция будет длительной.
Точно определить причину, по которой ребенок не проговаривает букву, может только логопед. Специалист назначает адекватное лечение состояния, если причины развития отклонения кроются в физиологическом строении.