Во сколько месяцев начинают видеть новорожденные

Состояние малыша сразу после рождения вызывает у молодых родителей ряд вопросов и опасений. Почему он плохо реагирует на шумы — например, не просыпается, когда в соседней комнате работает пылесос? Почему не замечает, когда кто-то входит в комнату? И вообще, все ли в порядке и когда новорожденные начинают видеть и слышать? На самом деле, как правило, реальных поводов для беспокойства нет, и сейчас мы выясним почему.

В мамином животе комфортно, тепло и темно, и вдруг малыш попадает в новый мир, полный движения, света, красок, звуков. Природа очень мудра: она защищает едва родившегося человека от стрессов, связанных с резкой «сменой обстановки». Развитие всех функций (зрения, слуха, двигательной активности) должно происходить естественным образом, в течение нескольких месяцев. И насколько правильно это происходит, в ряде случаев может сказать только опытный врач.

Особенности развития слуха

Слух у малыша есть уже внутриутробно, на 16-17 неделе. Эксперименты доказывают, что дети прекрасно слышат и голоса, и музыку, а после рождения наблюдается феномен «узнавания» мелодий или даже стихов. «Узнавание» обычно проявляется в оживленных движениях. Быстрее всего малыш начинает узнавать маму, тембр ее голоса, ведь именно к этому голосу он больше всего привык.

В первые дни жизни дети замечают только большую громкость (и не обращают внимания на телевизор или пылесос, на негромкие разговоры и другие не слишком выраженные «сигналы»). Поэтому на вопрос, слышат ли новорожденные дети, можно ответить так: со слухом у них все в порядке, просто откликаются они не на все раздражители.

Погремушки и другие предметы, издающие не слишком тихие звуки, а также легкие хлопки в ладоши рядом с ушком — хорошее средство проверить слух малыша. Главное не переусердствовать и не напугать кроху. Разговаривая с ним, изменяйте темп, громкость речи и интонацию и увидите:

  • движения ручками и ножками;
  • изменения выражения лица;
  • движения головки или «поиск» глазами;
  • вздрагивание или замирание.

Плач или судорожные движения обычно появляются при пугающих ребенка звуках, например, незнакомый голос рядом, громкий разговор и тем более крик. Не пугайтесь «неадекватной» (слишком резкой) реакции младенца, просто у него очень обостренная чувствительность, и это нормально. Хотя бы в первый месяц все члены семьи и гости должны вести себя тише, а непосредственное общение с малышом у всех должно быть спокойным и ровным.

Итак, когда начинают слышать новорожденные? Конечно, сразу, но вертеть головой осознанно, ища источники звуков, ребенок начинает к концу третьего месяца. Если он чем-то очень увлечен, он не будет реагировать ни на какие раздражители. Это тоже нормально.

Больше разговаривайте с крохой, пойте или включайте детские песенки, рассказывайте стихи и коротенькие сказки. Это, помимо развития слуха, закладывает основы для формирования речи.

Упражнения для развития зрения

Контакт матери и ребёнка крайне важен с первых дней жизни. Доказанным является факт, что малыш, находясь в утробе, привыкает к голосу матери и после рождения без труда узнает его из тысячи других. Чтобы зрение у маленького члена семьи развивалось лучше, нужно выполнять несложные упражнения:

  1. Поворачивать голову малыша в разные стороны и разговаривать с ним, улыбаться и смотреть на него. Благодаря этому ребёнок научится фокусировать взгляд на одном предмете. Желательно выполнять это упражнение с игрушкой красного или оранжевого цвета в руках.
  2. До месячного возраста малыш лучше воспринимает посторонние предметы и обстановку, находясь в вертикальном положении. Желательно почаще носить его, чтобы он привыкал к окружающей его обстановке. Лучше не торопиться, прогуливаясь с крохой на руках, дав ему время на изучение ярких предметов.
  3. Подключать игрушки разных цветов. Пусть пока малыш не может их различать, но развитие маленьких детей происходит настолько быстро и незаметно, что пройдёт немного времени и грудничок покажет свою реакцию на новый цвет. Демонстрировать разные цвета нужно через день. Следует начинать с оранжевых или красных предметов, поскольку именно их малыши замечают первыми.
  4. Уже к концу первого месяца дети начинают видеть предметы на расстоянии около метра. Это подходящий возраст для карусели над детской кроваткой. В игре будет нелишним отдалять игрушки, тренируя тем самым зрение новорожденного.

Особенности формирования зрения

Не сомневайтесь, дети начинают видеть сразу после рождения, хотя многочисленные исследования доказали, что в это время зрение расплывчатое: происходит адаптация к непривычным условиям. Не волнуйтесь, если малыш редко открывает глаза или в основном щурится. А бывают и такие младенцы, которые уже в первые часы жизни «удивленно» взирают на окружающий мир.

Острота зрения новорожденного значительно слабее, чем у взрослых: 0,005 — 0,015. В первые месяцы она растет до 0,01-0,03. Это связано с постепенным формированием центров головного мозга, глазного яблока и сетчатки. Тот участок сетчатки, на котором достигается стопроцентное зрение, 1,0 (т.н. желтое пятно), у недавно родившегося малыша пока отсутствует.

Вот как формируется зрение новорожденного и какие этапы развития проходит зрительная функция с течением времени.

«Налаживая» зрительный контакт, держите малыша вертикально: в этом положении его взгляд лучше фокусируется. Даже когда новорожденный начинает видеть хорошо, не спешите — подождите, пока он сосредоточится. Ваше лицо (или предмет, который вы показываете) должно находиться от глаз ребенка на расстоянии около 20 см. Общаясь, постарайтесь не менять слишком резко выражение лица, внешний вид в целом, в том числе прическу, даже не снимайте очки, если вы их носите — чтобы выглядеть привычно для крохи и не волновать его.

Бинокулярное зрение формируется с шестой недели жизни. Младенец начинает видеть осознанно только с четвертого месяца. До этого времени он не может использовать одновременно оба глаза, отчего кажется, что он косит или его глаза «блуждают» независимо друг от друга.

Почему у новорожденного косят глазки?

Когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, должны знать все мамы. Во время нахождения в роддоме врачи проверяют зрение у грудничка. Специальными приспособлениями у малыша определяют реакцию зрачка на яркий свет. Новорожденный не способен видеть этот огромный для него мир в ярких красках. В первый месяц своей жизни он видит всё в расплывчатых цветах и способен различить только светлое и тёмное.

Крохе порой бывает тяжело открыть глазки, ведь рождение — это большой стресс для его организма. Яркие краски и свет для него непривычны и только постепенно он обретёт хорошее зрение. Это всё должна учитывать мать и не волноваться по поводу того, когда новорожденный начинает видеть нормально. В первый месяц своей жизни маленький человечек смотрит на этот мир особенно:

  • он не может осознанно задержать взгляд на чём-либо более 5 секунд;
  • грудничкам не под силу смотреть сразу двумя глазами, поэтому они часто косят, что является вполне нормальным;
  • только к концу первого месяца новорожденный начинает задерживать взгляд на предметах яркого цвета, в этот период рекомендуется подвешивать прикроватные погремушки на расстоянии 30 см.

Для развития слухового аппарата необходимо часто разговаривать с детьми, давать им слушать звуки с различной частотой. Специалисты рекомендуют включать классическую музыку, ограничивать прослушивание громких и резких мелодий. При этом не следует оставлять ребенка в тишине. Беседовать с грудничком следует в процессе развивающих занятий, сопровождать свои действия стихотворениями или сказками.

На начальном этапе развития ребенок будет реагировать только на интонацию, но с течением времени будет разделять слова и пытаться анализировать смысл предложений. Когда дети слушают, они одновременно учатся говорить. В 3-4 месяца младенцы пытаются повторить услышанные звуки.

Чтобы у ребенка не возникло проблем со зрением, необходимо впускать в детскую комнату большое количество солнечного света. Затемненное помещение замедляет развитие глаз. Игрушки нужно показывать или подвешивать на расстоянии 50-60 см. Колыбель следует поставить в середине комнаты, чтобы родители смогли подходить к ней с разных сторон. При этом рядом с кроватью не должны располагаться зеркала или лампы.

Погремушки и другие изделия для игр следует подбирать одинакового цвета и менять их каждый месяц. Если после родов у ребенка будут синие игрушки, то в последующем их следует заменить на красные или оранжевые. После полугода необходимо приобрести предметы разных цветов.

Ребенку с 1,5-2 месяцев рекомендуется показывать иллюстрированные книжки или черно-белые рисунки. При достижении возраста 3 месяцев следует распечатывать яркие контрастные изображения. В ходе прогулки необходимо отвлекать ребенка на животных, проезжающие машины и других людей.

Возможные проблемы

Итак, не стоит сразу делать заключения о том, что у малыша плохой слух или зрение. Но необходимо помнить, что есть случаи, в которых это предположение может оказаться верным.

Проблемы со слухом у малыша (глухота, тугоухость) возможны при патологических родах или если мама во время беременности:

  • болела краснухой, корью;
  • увлекалась алкоголем, наркотическими средствами;
  • принимала препараты с токсическим действием (антибиотики).

Насторожитесь, если ребенок:

  • не выказывает беспокойства при неожиданных, громких звуках;
  • не откликается на ваш голос изменением поведения, мимики;
  • в 4 месяца не обращает внимания на разговоры людей или на музыкальную игрушку;
  • часто дергает себя за ушки (возможно повышенное давление, инфекция).

Плохое зрение у новорожденного (или слепота) могут быть, если мама во время беременности:

  • перенесла краснуху (риск врожденной катаракты);
  • болела токсемией/токсоплазмозом/токсокарозом.

На четвертой неделе жизни младенец уже должен на короткое время фокусировать взгляд на предметах. Проверьте зрение таким образом: закройте малышу правый глаз и покажите игрушку, затем то же проделайте с левым глазом.

До полугода дети немного косят — это естественно. Но если после 6 месяцев такой взгляд сохраняется, обязательно обратитесь к врачу. Признаки косоглазия ни в коем случае нельзя оставлять без внимания: без адекватного лечения может развиться слепота.

Если у родителей есть хотя бы малейшее подозрение, что что-то идет не так, нужно обратиться за консультацией к педиатру и соответствующим специалистам — офтальмологу, отоларингологу. Они знают, когда начинает видеть новорожденный ребенок, а когда у него формируется слух, и вовремя заметят отклонения в развитии.

Распечатать

Малыш активно растет и изучает все вокруг себя, а все органы младенца совершенствуются и развиваются. Кроха уже узнает маму, дарит ей свою осознанную улыбку и приветствует движениями всего тела. Давайте узнаем, что еще умеет двухмесячный карапуз и как родители могут помочь развитию младенца этого возраста.

Почему у новорожденного косят глазки?

Младенец начинает познавать окружающий мир сразу после рождения. 90% грудничков видят только расплывчатые формы объектов. Органам зрения необходимо время, чтобы полностью адаптироваться. Из-за низкой приспособленности дети закрывают глаза и часто щурятся, защищая сетчатку от яркого света.

Педиатры объясняют родителям, как видит новорожденный, и помогают вовремя выявить патологии:

  • в 1 неделю жизни ребенок начинает фокусировать взгляд на предметах в течение 4 секунд;
  • в 2 месяца повышается острота зрения, поэтому наблюдается скольжение взгляда по объектам без остановки;
  • полностью фокус формируется к 4 месяцам.

До полугода груднички скашивают глаза. Это явление обусловлено неспособностью ребенка контролировать оба органа зрения и комбинировать их движение. Поэтому до 6 месяцев жизни нормально, если ребенок после длительного разглядывания новой игрушки внезапно заинтересуется собственной переносицей или скосит 1 глаз на другой предмет.

Родителей интересует, что видит новорожденный, когда начинает долго фокусировать взгляд на одной точке. После выхода из родового канала ребенок реагирует только на присутствие источников света. В 1 месяц видят дети только крупные объекты. После этого они могут прослеживать движения больших предметов и родителей.

Когда ребенок начинает видеть, наибольший интерес для него представляют лица родителей. Знакомые черты вызывают в детях положительные эмоции, которые в 80% случаев отмечаются у отцов. Такое явление обусловлено, что у мужчин есть борода, усы, крупные линии лица и другие хорошо запоминающиеся признаки. Если произойдут изменения в облике родственников, младенец его не узнает и примет за незнакомца.

Привлекают внимание новорожденных черно-белые рисунки, фотографии высокого качества и геометрические фигуры.

Когда новорожденный впервые открывает глаза, он обладает периферическим зрением. В результате ребенок видит участки по сторонам от своего тела. Центральные объекты остаются расплывчатыми. Контролировать хрусталик дети учатся в течение 6 месяцев. На 30-36 сутки жизни ребенок останавливает взгляд на объектах, которые сохраняют дистанцию в 30 см от его тела.

В утробе матери нет источников света, поэтому глаза эмбриона не различают окружающие его органы и плаценту. Плод реагирует только на яркие лучи, которые могут пробиться через слой кожи и мышц организма матери.

Чтобы помочь младенцу научиться различать лица, следует воспользоваться несколькими рекомендациями:

  • новорожденные фокусируют взгляд в вертикальном положении и подождать, пока ребенок сконцентрируется;
  • лицо или объект должны находиться в пределах 20-25 см;
  • голос должен быть спокойным и тихим, необходимо улыбаться и активно пользоваться мимикой;
  • игрушки в колыбели должны располагаться в области ног или в боковой части кроватки.

Такие действия помогут получить внимание младенца. Начинают слышать новорожденные рано, поэтому высокий тон голоса может спровоцировать негативную реакцию. Когда ребенок начинает узнавать маму или отца, он улыбается или смеется.

https://www.youtube.com/watch?v=ft4MJAAD9yg

К основным методам проверки слуха и зрения относятся проверка реакции в первые недели жизни на:

  • шелест бумаги;
  • движение объектов, начиная с 3 месяца;
  • изменения интонации, тембра и громкости голоса;
  • сильные световые и звуковые раздражители.

Рассказать об остроте зрения или цветовой гамме предметов дети смогут только после того, как научаться выражать свои мысли.

Родители должны немедленно обратиться за консультацией к ЛОР-врачу, педиатру или детскому офтальмологу в следующих ситуациях:

  • по прошествии 1 месяца после рождения отсутствует заинтересованность и фокусировка при движении предметов крупного размера;
  • младенец не реагирует на громкие звуки и яркие источники света;
  • к 4 месяцам ребенок не отличает родителей и родственников, которые ухаживают за ним длительное время, от незнакомцев;
  • не пытается повторить комбинации звуков, не рассматривает объекты и не тянется за игрушками с ярким окрасом;
  • к 7 месяцам не начал разговаривать – причины нарушения речи могут быть вызваны патологическим расстройством слухового аппарата;
  • при достижении 1 года с момента рождения не ориентируется в пространстве, не играет и не реагирует на световые и звуковые раздражители.

В процессе игр или ухода за ребенком родители могут заметить визуально различимые дефекты и аномалии развития. Они проявляются в скошенном или рассеянном косоглазии, частых горизонтальных или вертикальных движениях глазных яблок.

Признаки патологий

При заболеваниях слухового аппарата ребенок не реагирует на источники сильного шума. Новорожденный при появлении громкого звука должен замереть, испугаться или закрыть глаза. Если в 2-3 месяца младенец относится равнодушно к обращенному к нему голосу или шуму погремушек, необходимо пройти осмотр у педиатра или сурдолога.

В редких случаях грудные дети слышат только частоты низкого и среднего уровня, тогда как высокочастотные звуки не вызывают никакой реакции. В такой ситуации возможно развитие тугоухости различной степени выраженности. Чтобы исключить наличие патологии, следует в стеклянную или металлическую емкость насыпать манную крупу и потрясти ее над головой новорожденного. В норме он должен пытаться повернуться к источнику шума.

При достижении 1 месяца следует проверить реакцию зрачка на свет. Если он не сужается, необходимо посетить офтальмолога. Причиной беспокойства может служить отсутствие реакции в 12-14 недель жизни на беззвучные объекты, а также если ребенок не фокусирует взгляд на различных предметах. В таком случае младенец не будет следить за направлением взгляда матери и движениями. Дети со зрительными патологиями не отличают родителей от незнакомцев.

Посещать детского офтальмолога в качестве меры профилактики рекомендуется в 1, 3, 6, 12 месяцы жизни ребенка. В группу риска попадают недоношенные дети или новорожденные, которые перенесли острую гипоксию при родах или ишемию головного мозга. Патологии наблюдаются при наличии наследственных заболеваний у одного или обоих родителей, резус-конфликте.

Когда новорожденный 1-2 месяца от роду начинает косить глаза, это нормально. В это время их органы зрения не скоординированы, поэтому ребенку сложно управлять ими одновременно. Для детских глаз характерны прерывистые движения.

Если глаза расходятся в разные стороны, то это говорит о развитии патологического процесса:

  • врожденной болезни;
  • патологии нервной системы;
  • родовой травмы.

Для профилактики необходимо посетить педиатра. Врач должен провести осмотр, если у ребенка усиливается или не проходит продолжительное время сходящееся косоглазие.

Когда новорожденного забирают домой из родильного отделения, начинается самое интересное время, хотя зачастую и очень сложное. Молодая мама сталкивается с огромной ответственностью, ведь на неё возлагаются забота и уход за малышом. Родителей посещают смутные мысли, когда малыш не реагирует на голос или свет. Они переживают, что ребёнок ничего не слышит и не видит. Однако врачи не советуют тревожиться понапрасну.

Физиологические изменения

  • К двухмесячному возрасту у младенца начинают полноценно работать слюнные железы.
    И хотя их функционирование не настолько активное, чтобы вызывать образование большого количества слюны, но сосать грудь малышу становится комфортнее. Кроме того, за счет более плотного контакта ротовой полости малютки и маминой груди кроха меньше заглатывает воздух, что уменьшает проявление колик.
  • Пищеварительная система малыша активно развивается.
    У двухмесячного ребенка более активно вырабатываются пищеварительные соки и ферменты, развивается полезная микрофлора в кишечнике, меняется стул.
  • Физиологический гипертонус начинает угасать.
    Сначала он понижается в верхних конечностях, а чуть позже и в ножках. Также исчезает рефлекс ползания – если вы подставите ладонь под ступни малютки, лежащего на животе, ребенок уже не будет отталкиваться.
  • К двум месяцам начинают закрываться коммуникации, которые были в детском сердечке во время внутриутробного развития. Изменения происходят и в формуле крови ребенка.
  • Зрение малыша улучшается
    – кроха уже лучше видит все на расстоянии от 50 сантиметров, но предметы, которые быстро перемещаются, глаза малыша пока зафиксировать не умеют.
  • У ребенка бывает минимум 6 мочеиспусканий в день, а на стул ребенка влияет тип его вскармливания.
    Малыш, получающий мамино молоко, может испражняться от 1 раза в несколько дней до 12 раз в день, а частота выделения кала у деток-искусственников в среднем составляет 1-4 раза в сутки.

У ребенка начинает формироваться режим дня

Физическое развитие

Рост, а также вес двухмесячного малыша может сильно отличаться. Ребенок может вырасти за второй месяц жизни на 3-5 сантиметров или прибавить в росте лишь 1 сантиметр, и это будет вариантом нормы.

В среднем за второй месяц дети набирают около 800 грамм веса, но одни карапузы могут набрать меньше, а другие – больше. Среднее увеличение объема грудной клетки составляет 2 сантиметра, а окружности головы – 1,5 сантиметра.

Если сомневаетесь и переживаете, узнайте граничные показатели основных физических параметров развития ребенка, которые мы отметили в таблице:

Недостаточный набор веса (если мальчик 2 месяцев весит менее 4,3 кг, а девочка – менее 3,9 г) должен быть поводом для консультации педиатра. Обеспокоенность должно вызвать и слишком большое увеличение окружности головы – это веская причина показать кроху неврологу, чтобы исключить проблемы с оттоком ликвора.

Следите за динамикой развития малыша и консультируйтесь у педиатра

Что малыш умеет?

  • Двухмесячный кроха отвечает осознанной улыбкой на мамину ласковую речь и игры. Спектр эмоций младенца становится весьма обширным – малыш может радоваться, обижаться, возмущаться, беззвучно смеяться, кокетничать, привлекать внимание, протестовать против действий взрослого.
  • Взгляд крохи этого возраста благодаря улучшению функции глазных мышц и повышению способности сосредотачиваться стал изучающим и внимательным. Младенец узнает мамино лицо и внимательно его рассматривает. Кроху также привлекают разные яркие предметы. Он фиксирует на них взгляд и когда они неподвижны, и при их медленном передвижении в пространстве.
  • Малыш уже лучше распознает разные звуки, при этом различает голос мамы и поворачивает на него голову.
  • В положении на животике кроха более уверенно поднимает голову и способен удерживать ее примерно минуту. При этом плечевой пояс малютки отрывается от поверхности. Настолько же долго младенец уже может удерживать голову, когда мама держит его вертикально на руках.
  • Гуление 2-месячного малыша стало более громкое и частое. Звуки, издаваемые младенцем, становятся более четкими. Они представляют собой преимущественно гласные – «е», «и», «у», «о», «а».
  • Если вы вложите в ладошки карапуза 2 месяцев пальцы или игрушки, кроха рефлекторно ухватится за них.
  • Лежа на боку, кроха уже научился поворачиваться в положение на спине.
  • Ребенок начал понимать некоторые связи причины и следствия. Например, малыш уже уяснил, что его плач становится причиной появления мамы рядом. В этом возрасте по-прежнему с помощью плача кроха сообщает родителям о любом дискомфорте.

В 2 месяца ребенок уже осознанно улыбается

Занятия для развития

Для стимуляции физического развития малыша родители должны использовать:

  • Массаж и легкую гимнастику.
  • Воздушные ванны. Кроху нужно уложить на пеленальный столик и полностью раздеть, оставив лежать без одежды. Начинайте с 1 минуты такой ванны, а затем постепенно повышайте длительность до 10 минут.
  • Прогулки на свежем воздухе в течение 2-4 часов ежедневно (длительность зависит от погодных условий).
  • Частое выкладывание на животик, чтобы ребенок тренировался удерживать голову.

Носите малыша на руках, держа его «столбиком», показывая окружающие предметы и знакомя младенца с другими людьми. Дайте возможность малышу изучать лица и голоса взрослых и других детей. Обеспечьте возможность крохе изучать собственное тело, а также лицо родителей на ощупь.

Многие дети быстрее успокаиваются в положении столбиком

Чтобы ребенок учился удерживать предметы, улучшал тактильную чувствительность и моторику, в его ручки регулярно вкладывают небольшие шарики из разного материала (дерева, резины, пластмассы и другого) с разным весом. Такие шарики могут быть мягкими и твердыми, гладкими или рельефными. Вам нужно вложить предметы в раскрытые ладошки ребенка и добиться, чтобы кроха рефлекторно их схватил. Шарики можно привязать к ленточкам и опускать их к ребенку, а когда малыш схватит предметы, тянуть их к себе, тем самым стимулируя ухватить шарики крепче. Шарики можно заменить палочками (гладкими или ребристыми) и вкладышами разной ткани.

Попробуйте сделать упражнение «Вот подарок малышу», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Для развития слуха младенца стоит использовать тихую классическую музыку, погремушки и колокольчики.

Уложите кроху на спинку, возьмите в руку колокольчик и, держа его в 60-70 сантиметрах от груди малыша, сделайте несколько звоночков. Дождавшись затихания звука, сделайте еще два-три звоночка. Также можно привязать к колокольчику леску и перемещать его, стимулируя кроху искать глазами источник звука. Такие тренировки слуха можно проводить несколько раз в день, но после 3-4 дней занятий стоит сделать перерыв на неделю.

Для стимуляции органа зрения надевайте крохе яркую одежду и окружайте малютку предметами разного цвета. Подвесьте над кроваткой малыша яркие игрушки примерно в 50 сантиметрах от ребенка. Кроха не только будет разглядывать их, но и начнет пытаться схватить.

Ведите с младенцем своеобразные диалоги, копируя гуление карапуза. Малыш будет слышать себя со стороны и повторять за вами, одновременно тренируя артикуляцию и речь. Детям также очень нравится, когда мама имитирует звуки животных (мяукает, мычит).

Познакомив малыша с обычным массажем, попробуйте применить для этой процедуры предметы, которые можно катать по телу малютки, например, гладкие палочки, небольшие мячики, карандаши. Если вы взяли для такого массажа крупный предмет, катайте его только по спине младенца, а маленькие предметы могут быть использованы для поглаживаний всего тела карапуза.

Массаж активирует мозговые клетки и способствует развитию ребенка

Для «самомассажа» можно рассыпать на пеленальном столике крупу (пшено, рис, гречку, фасоль) и уложить на нее малютку спинкой вниз. Если ручки крохи пока не очень ловкие и не смогут ухватить крупинки, можете выкладывать на крупу кроху и на животик. Двигаясь по такому массажирующему материалу, ребенок будет развивать тактильную чувствительность.

Как определить качество зрения у ребёнка

Самостоятельно никто из родителей не сможет понять, насколько хорошо формируются глазки у ребёнка. В случае необходимости дополнительно взрослым помогут некоторые наблюдения, которые могут насторожить:

  • после 3-4 месяцев малыш не может задержать взгляд на предмете;
  • подносит игрушки слишком близко, чтобы их разглядеть, или он прищуривается;
  • малыш трёт постоянно глазки руками;

Период адаптации ребёнка — процесс непростой и для него, и для родителей, поэтому обращение к докторам при первых признаках негативных симптомов оградит в будущем от более серьёзных осложнений.

Режим дня

У многих малышей к двухмесячному возрасту формируется их собственный режим дня. Родителям важно учитывать биоритмы младенца и подстроить основные режимные моменты под них (прогулку, развивающие занятия, купание).

Большую часть суток двухмесячный малыш проводит во сне. Кроха спит ночью примерно 11 часов, а в дневное время 4 раза по 1,5-2 часа. Также будет нормой, если несколько дневных снов будет длиться до 3 часов, а остальные будут очень короткими (по полчаса). Периоды бодрствования в этом возрасте пока еще недлительные. В среднем их 4 длительностью от 1 до 1,5 часов.

Количество кормлений в 2 месяца составляет 6-7, а интервал между ними – примерно 3 часа. Ночного перерыва в этом возрасте в кормлениях нет, при этом во время ночного кормления малютка уже полностью не просыпается.

Уход

Двухмесячного карапуза не следует оставлять в одиночестве – пусть малютка всегда будет под присмотром взрослого. Ухаживая за крохой, нужно ежедневно умывать ребенка, протирая его глазки, нос, ушки и лицо. Подмывают малыша под проточной водой после каждого выделения кала и после нескольких мочеиспусканий.

Ежедневное купание ребенка 2 месяцев должно длиться 5 минут в воде температуры 36-37 градусов.

Голову 2-месячному малышу моют два-три раза в неделю.

В воду для купания можно добавлять различные травы

Питание

Лучшей пищей для малыша в возрасте 2 месяцев считается материнское молоко. Оно обеспечивает кроху нужными питательными веществами и меняется одновременно с ростом грудничка. Лучшим вариантом вскармливания грудью называют кормление по требованию, когда кроха прикладывается столько раз, сколько ему нужно.

Зрение новорожденных разительно отличается от зрения взрослого человека. В чем эти отличия? Как учесть особенности зрительной функции младенца для более гармоничного и грамотного развития ребенка? Каких ошибок нужно избегать, чтобы не ухудшить зрение малыша?

Как видят новорожденные

Многие считают, что дети рождаются практически слепыми. На самом деле это не совсем так. Физически уже сформированы и могут видеть так же, взрослый человек. Все дело в мозге. Именно он еще не способен обрабатывать информацию, чтобы ребенок мог видеть полную картину мира.

Новорожденные младенцы способны различать свет, очертания людей и предметов, находящихся не далее 20-30 см. Все вокруг им видится размытым, нечетким, лишенным контраста. Это не удивительно, ведь острота зрения составляет всего 0,005-0,015. Цвета и узоры также не воспринимаются.

Можно заметить, что малыш нескольких дней от роду не фокусирует зрение ни на одном предмете, взор постоянно перемещается. Не стоит этого пугаться, ситуация обязательно будет меняться к лучшему.

Что видят дети? Как меняется зрение с возрастом?

1 месяц

В месяц главные объекты зрительного восприятия для младенца – это мамино лицо и источники яркого света. Малышу еще трудно фиксировать взгляд, поэтому глазки блуждают по комнате.

Не стоит бояться оставлять свет во время сна малыша. Это не потревожит и не разбудит его, а проснувшись, ребенок обязательно будет искать глазами источник света, что послужит стимуляцией и тренировкой зрительной функции.

Существует мнение, что новорожденные дети видят окружающий мир вверх ногами. Это миф!

2-3 месяцы

Во время второго и третьего месяца зрение начинает заметно совершенствоваться. Мир начинает играть яркими красками! Дети этого возраста различают такие цвета, как ярко-желтый, красный, оранжевый, ярко-зеленый. Предметы и людей кроха видит как бы в двухмерном пространстве, мозг малыша еще не в состоянии воспринимать объемное изображение. В этом возрасте пора покупать ребенку яркие игрушки-погремушки. Можно чаще выкладывать кроху на животик. Такое положение способствует правильному зрительному развитию.

4-6 месяцы

С четвертого по шестой месяцы зрительная функция становится еще более совершенной. Центральная зона сетчатки и зрительные центры в мозге начинают работать более слаженно и правильно. Грудные дети этого возраста уже активно рассматривают окружающие предметы и интересуются не только ими, но и собственным телом. Они хлопают в ладошки, играют ножками, способны взять предмет в руку.

К концу шестого месяца самое время пройти обследование у хорошего детского офтальмолога.

Необходимо убедиться, что глазки малыша видят одинаково хорошо, нет косоглазия, движения глаз согласованы, нет заболеваний, которые могли бы помешать дальнейшему развитию зрения.

7-12 месяцы

В этот период жизни зрение у детей становится абсолютно таким же, как у взрослого человека. Единственное отличие – острота. Полностью 100% острота зрения формируется только ближе к школьному возрасту. Но это не значит, что ребенок видит плохо! Можно заметить, что объемное пространственное восприятие мира уже освоено. Малыш активно ползает, ходит, видит родителей и узнает их, различает предметы и интересуется всем, что находится вокруг него.

В этом возрасте пора начинать занятия с предметами, которые имеют определенную форму – кубики, мячи различного размера, пирамидка, игрушка-сортер. Не страшно, если у ребенка не будет сразу получаться башня из кубиков или правильная пирамидка, малыши этого возраста только учатся различать формы предметов.

Формирование слуха и зрения до рождения

Многие люди ошибочно спрашивают, во сколько месяцев жизни начинают видеть слышать новорожденные дети. В ходе проведения клинических исследовании врачи смогли выяснить, что органы чувств активизируются на 17 неделе беременности. В конце 6 месяца эмбрионального развития глаза успевают сформироваться полностью и пытаются передавать визуальную информацию в затылочную часть мозга. В это время зачатки ушей улавливают вибрации, слуховые косточки трансформируют их в нервные импульсы.

Эмбриогенез слухового аппарата начинается на 5 неделе развития плода с образования внутреннего уха. Через 10-12 суток данный процесс заканчивается, и клетки переключаются на создание слухового прохода. В 6 месяцев начинает развиваться ушная раковина, но хрящевая ткань остается мягкой до 36 недели беременности.

На 17 неделе ухо эмбриона способно слышать перистальтику кишечника, пульс и сердцебиение матери. При этом кора головного мозга остается несформированной, поэтому будущий ребенок не осознает и не анализирует полученную звуковую информацию. Реагировать на звуки, проходящие через брюшную полость и околоплодные воды, эмбрион начинает в конце II триместра беременности.

Зрительные бугры формируются со 2 недели внутриутробного развития. В первый месяц эмбриогенеза клетки создают хрусталик. Глаз покрывается склерой и веками к 18 неделе. Центр зрения в головном мозге развивается к началу III триместра, поэтому плод начинает реагировать на свет, различает время суток.

На что нужно обратить внимание родителям новорожденного

Чтобы следить за правильным развитием зрения, необходимо своевременно проходить осмотры у профессионального врача-офтальмолога. Однако и бдительность родителей может помочь делу в случае возникновения какого-либо заболевания глаз. Обращать внимание следует на такие вещи:

  • Глазные яблоки должны быть нормального размера. Выпирающие из глазниц глазные яблоки, когда глазки ребенка как бы «на выкате» – это нехороший симптом, требующий немедленного осмотра у доктора.
  • Зрачки должны быть круглой формы и одинакового диаметра. Если на глазик малыша направить свет, то зрачки сузятся.
  • Также следует обратить внимание на цвет глаз. В норме он одинаковый. Полностью цвет глаз младенца определяется только к концу третьего месяца. В природе встречается разный цвет глаз у людей, но это редкость, поэтому, если у малыша глазки явно разного цвета, то лучше проконсультироваться с врачом.
  • Обязательно нужно следить за тем, как малыш фокусирует взгляд на предмете. Делать это можно, начиная с 2-х месячного возраста. С третьего месяца жизни можно водить погремушкой перед лицом крохи из стороны в сторону. Ребенок должен следить за предметом.
  • Постоянно слезящиеся глаза не являются признаком нормы и нуждаются в осмотре специалиста.
  • Выраженное косоглазие или движение глазных яблок в разном направлении также требует немедленного осмотра у врача.

Причины для серьезного беспокойства

Малышей обычно осматривают узкие специалисты разных направлений. Посещение врача-офтальмолога не является исключением. Родители не должны оставлять без внимания любые отклонения, даже незначительные. Поводом для обращения к врачу могут быть:

  • глазки находятся в движении, но ребенок не способен зафиксировать взгляд;
  • один или оба зрачка близко расположены к переносице, либо они закатываются;
  • белые и слегка замутненные зрачки;
  • слезоточивость, чрезмерная световая чувствительность.

С какого возраста нужно регулярно посещать офтальмолога?

В большинстве случаев первый визит к специалисту по зрению приходится на месячный возраст во время обязательного обследования ребенка. Если же этого не произошло, то обязательно нужно получить консультацию этого специалиста в возрасте до полугода. В следующий раз офтальмолога посещают уже в год, также во время обязательного полного обследования малыша. После этого необходимо регулярно ходить проверять глазки каждый год.

Разумеется, если возникают какие-то проблемы с глазками или есть подозрение в неправильном развитии или ухудшении зрения, то визит к врачу откладывать нельзя!

Как способствовать развитию зрения ребенка?

Есть несколько простых способов помочь ребенку эффективно развивать зрительные функции. Для этого достаточно играть с малышом, выбирать правильные игрушки и внимательно наблюдать за ребенком.

  • С первых дней обязательно нужно давать ему рассматривать вблизи лица мамы или папы, позволять их ощупывать. Это приятное времяпрепровождение очень хорошо сказывается на развитии зрения.
  • Какие цвета игрушек предпочесть? В первые месяцы жизни надо покупать яркие игрушки в желто-красно-зеленой гамме. В дальнейшем можно расширять цветовое разнообразие, ведь зрение развивается.
  • Детскую комнату необходимо оформлять в светлых тонах и побеспокоиться о хорошем освещении. Слишком яркие, раздражающие оттенки не подойдут для детской. Яркие цвета можно использовать только в виде небольших аксессуаров и в подборе игрушек.
  • Бытует мнение, что ребенка нельзя подносить к зеркалу. Это миф! Детки очень любят, когда в зеркале видят свое отражение. Это не только развлечение для крохи, но и хорошее занятие, развивающее зрение.
  • Для маленьких деток (от 2-3 месяцев) можно использовать подвесные игрушки, мобиль, привязать к бортику кроватки разноцветные бантики, лоскутки. Важно помнить, что все игрушки для деток до года должны быть яркие и крупные, никаких мелких деталей!

Зрительное здоровье ребенка заложено природой. Задача мамы и папы – сохранить и развить его.

Хочешь знать, в каком цвете и как видит мир твой малыш? Ведь зрение у малютки еще только формируется, поэтому и видит все он по-другому. Доктор из Великобритании решила показать молодым родителям, как меняется зрение ребенка от 0 до года.

Органы зрения малыша, как и многие другие его органы, во время его рождения еще не до конца сформированы и продолжают развиваться до достижения малюткой одного года. О том, как это происходит, решила рассказать глазной хирург одной из британских клиник, доктор Ромеш Ангунауэла (Dr Romesh Angunawela) на страницах dailymail.co.uk.

Глаза малютки впервые открываются еще в утробе мамы, поэтому первое, что детки видят, — это темнота и свет. После появления на свет крохи используют это элементарное понимание контраста, чтобы формировать образы из форм и линий.

В то же время первые несколько недель младенец видит все в черно-белом цвете, его глаза, как и нервные волокна сразу после рождения, плохо функционируют.

Примерно к двухмесячному возрасту первый цвет, который начинает различать кроха — это красный. Представить это самостоятельно не так уж и легко, поэтому лучше посмотреть фото, на которых это четко видно.

Д-р Ангунауэла говорит, что развитие зрения ребенка — это очень сложный процесс, и новорожденный должен постоянно развивать в себе эту способность.

«Часть мозга, ответственная за обработку зрения, занимает у малыша 1/3 часть коры головного мозга. Она начинает «работать» стразу же поступлении первых потоков визуальной информации, как только малютка впервые открывает глаза и видит мир».

Взрослый человек может различать различные цвета, в том числе пастельные, оттенки черного, переливы и прочее. Малыши до года так не могут. А все потому, что у них почти нет связей между мозговыми рецепторами. Лишь только очень яркие цвета, которые контрастируют и сильно выделяются, начинают восприниматься деткой в первую очередь.

Процесс создания соединений в мозгу, которые приводят к распознаванию цвета, длится в течение 3-х месяцев, и лишь потом кроха может видеть мир на самом базовом уровне.

Зрение является лишь одним из факторов, показывающих, как у ребенка развиваются нервные волокна, рецепторы и нервные связи.

Это обозначает, что каждый родитель может определить, когда их малютка начинает различать цвет: примерно по достижению деткой 3-х месяцев он начинает различать мамину и папину мимику, фиксировать взгляд. По времени это совпадает с периодом появления первой ответной улыбки младенца, когда он уже умеет управлять мышцами лица.

До 4-х месяцев дети начинают различать предметы, расположенные примерно в 25 см от их лица. Кстати, координировать движения своих ручек и ножек малыш начинает примерно в этом же возрасте.

Долгожданное рождение крохотного младенца только добавляет мамам и папам вопросов по развитию новорожденных детей. Один из самых распространенных – когда ребенок начинает видеть? В первые дни веки у грудничка опухшие из-за прохождения его головки сквозь родовые пути и потому полузакрыты. Неудивительно, что некоторые родители уверены в том, что маленькие дети еще не могут видеть. Однако младенец уже с момента появления на свет способен рассмотреть некоторые предметы, просто его зрение обладает рядом существенных особенностей, о которых мы и расскажем подробнее.

Этапы развития

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.
В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.

К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) — постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.

Когда новорожденный ребенок начинает видеть?

Оказывается, малыш в мамином животе уже отличает утро от темного времени суток. Если женщина, находящаяся на восьмом месяце беременности, посреди ночи включит яркий свет, то ребенок это почувствует и зажмурится. На последних неделях многие дети поворачивают головку к источнику света, направленному на материнский живот.

Когда ребенок начинает видеть после рождения? Ответ очевиден: с первых дней жизни, хотя его зрительные способности существенно отличаются от зрения взрослого человека. Младенец видит только размытую картинку и реагирует на яркое освещение.

Однако у многих молодых мамочек создается ошибочное впечатление, что кроха ничего не видит и не слышит. Груднички первые две-три недели спят круглыми сутками и просыпаются, чтобы покушать и напомнить матери о мокрой пеленке. Неудивительно, что в этот момент детям не до изучения окружающего мира. Покушали – пора и спать!

Во сколько недель младенцы начинают хорошо видеть

Восемь недель – умеют задерживать взгляд на больших предметах (не более 10 секунд);

16 недель – способны сфокусировать зрение на объекте, отследить движения проходящих мимо взрослых. Это возраст, когда ребенок начинает узнавать маму, реагируя на ее появление улыбкой и гулением;

Шестой месяц жизни – узнают не только родителей, но и других значимых взрослых, с интересом разглядывают игрушки, предметы интерьера.

{reklama2}

Итак, младенец начинает изучать окружающий мир с помощью зрения с рождения. Однако он видит совершенно по-другому, не так, как взрослые. Каковы особенности зрения грудничка?

1.​ Лучше всего малыши видят большие объекты, удаленные от них на 20-25 сантиметров. Именно на таком удалении расположено от крохи материнское лицо во время кормления грудью. Поэтому новорожденный узнает маму раньше, чем других родственников.

2.​ Самый привлекательный объект для разглядывания – человеческое лицо. Ребенок с удовольствием рассматривает мать и отца, прочих домочадцев, стараясь запечатлеть их образы. С особым любопытством новорожденный смотрит на папу, потому что у мужчин черты лица более четкие.

3.​ До трех месяцев дети не различают цвета, все предметы вокруг них черно-белые. Поэтому не стоит развешивать над детской кроваткой карусель с цветными игрушками. Лучший вариант – мобиль из черных и белых фигурок. Кроме того, новорожденные предпочитают рассматривать геометрические фигуры и узоры из клеток и полосок.

4.​ В трехмесячном возрасте младенец уже умеет различать красный и желтый цвет. Другие оттенки ему пока не доступны из-за строения органов зрения. Теперь можно поменять черно-белые игрушки и изображения на яркие, цветные предметы. Когда новорожденный начинает видеть игрушки и различать цвета, его зрение настраивается и приобретать взрослые, «совершенные» черты. Подобный процесс специалисты называют визуальной памятью. Она чрезвычайно важна для ребенка, потому что является основой для формирования личности. Младенец запоминает свои вещи и формирует относительно них особую точку зрения.

Особенности слуха и зрения после рождения

Когда новорожденные начинают видеть и слышать, они рефлекторно вздрагивают. Сильные световые и слуховые раздражители могут спровоцировать развитие стресса, поэтому в первые месяцы жизни ребенка следует разговаривать тихим тоном. В течение 30 дней с момента рождения новорожденный только приспосабливаться к окружающей среде. По прошествии этого времени он начинает запоминать интонации и различать цвета.

После родового стресса ребенку необходимо восстановиться:

  1. 5-10 дней младенец проводит большое количество времени во сне, просыпаясь для кормления. Во время лактации ребенок запоминает основные черты лица матери.
  2. В процессе прохождения через родовые пути голова новорожденного подвергается высокому внешнему давлению, поэтому зрение остается расплывчатым. Припухшие веки и лопающиеся от яркого света капилляры также препятствуют фокусировке.
  3. Ребенок сосредоточивается на предметах только к 4 месяцам. До этого времени из-за слабых глазных мышц возможно скашивание органов зрения к носу.

Зрение и слух формируются постепенно, проходя различные этапы развития. После рождения ребенок не воспринимает объемные предметы и не запоминает тон голоса. Он реагирует только на простые раздражители:

  • источники света и шума;
  • крупные размеры предметов.

Младенец не отмечает различия в цвете.

Новорожденный

Зрение фрагментировано, из-за чего младенец видит только отдельные образы и изображения. После зрение узкое, поэтому ребенок не наблюдает мелких вещей, располагающихся по бокам от тела. Новорожденный различает 2 объекта, если показать ему только один. Изображение, получаемое от обоих глаз, не комбинируется в один рисунок.

Ребенок реагирует на яркие источники света, плачет и кричит. Он слышит голоса людей, которые кажутся ему громкими. Любые звуки раздражают нежный слух.

Ребенок адаптируется к окружающему миру. На данном этапе развития он не различает цвета и интонации в голосе. Дети постоянно щурятся, пытаясь привыкнуть к освещению. Они видят объекты в двухмерной плоскости. Наблюдается дальнозоркость, поэтому младенец не различает объекты на расстоянии 40 см.

1 месяц

Младенец учится отличать белые и темные оттенки, реагирует на отсутствие или наличие световых источников. Объекты воспринимают расплывчато, одной цветовой гаммы. На 30 сутки острота зрения усиливается в 2 раза. Взгляд скользит по поверхности объектов. Ребенок учится распознавать интонацию в голосе.

2 месяца

Дети начинают видеть предметы на расстоянии до 80 см. Их интересуют крупные объекты однородного оттенка, на которых можно сконцентрироваться. При этом предметы не должны двигаться.

3 месяца

На 12 неделе жизни ребенка интересуют простые геометрические узоры. Дети разглядывают лица, но не запоминают увиденное. Груднички начинают следить за движущимися объектами.

4-5 месяцев

В это время ребенок начинает различать расстояние между объектами. Он фокусирует взгляд как на близких, так и на дальних предметах. Активно развивается боковое зрение. Если дети фиксируют движение на периферии зрительного поля, они поворачиваются в сторону перемещающегося человека или объекта.

Младенец различает красные и желтые цвета, но не различает оттенки по их глубине.

6 месяцев

Бинокулярное зрение позволяет складывать видимое изображение обоих глаз в единое целое. Помимо боковых объектов, дети хорошо различают предметы, располагающиеся перед ними. Ребенок хорошо контролирует хрусталик, его привлекают яркие оттенки и глубина цвета. Контрастные изображения и сложные рисунки дети рассматривают длительное время.

7 месяцев и старше

В этот период активно развивается память, поэтому ребенок активно реагирует на свое имя. Грудные дети способны связать название объекта с его визуальной формой. Младенцы начинают видеть четко, острота зрения прекращает меняться. Глаза полностью сформировываются и должны полностью передавать визуальную информацию.

Зрение продолжает развиваться после рождения, дозревают глазки, нервы. Этот процесс идет одновременно с развитием и становлением функций головного мозга.

После рождения зрение у младенцев слабое, похвастать его остротой они не могут. Большой и яркий (по сравнению с материнской утробой) мир является большим стрессом для малыша, который к тому же не может толком рассмотреть происходящее вокруг. То, что мы видим, для грудничка первого месяца жизни является «лоскутным одеялом» – скоплением разноцветных пятен, не имеющих четких границ.

Но процесс формирования органов зрения и нейронных связей в головном мозге происходит непрерывно, а также очень интенсивно, и поэтому уже в месяц малыш может в общих чертах различить определенные формы, если поднести предмет близко к его глазам.

Однако удерживать взгляд точечно младенцу этого возраста еще очень трудно, мышцы, отвечающие за движение глазных яблок и фиксацию взгляда, еще очень слабые.

Видят ли новорожденные все в черно-белом спектре? Ответ на этот вопрос скорее отрицательный, но и особого разнообразия цветов вновь рожденный ребенок не воспринимает. Скорее, это набор пятен в полутонах. Утверждения о том, что младенцы все воспринимают в перевернутом виде, вообще далеки от реальности. Видит ваш новорожденный все в правильной проекции, только очень неотчетливо.

Поскольку глазные яблоки существенно уступают по размерам взрослым (16мм у новорожденных против 24 мм у взрослого), то изображение формируется не на сетчатке глаза, а сразу за ней, поэтому всем без исключения новорожденным свойственна некая физиологическая дальнозоркость.

Давайте рассмотрим основные этапы становления зрительной способности у грудничков.

Новорожденный

В первые дни после рождения ребенок различает только свет и темноту. Ни маму, ни папу, ни тем более бабушку он не может рассмотреть, как бы родственники ни старались доказать обратное.

Если направить на ребенка слишком яркий свет, он может заплакать, резкая смена освещения (с темноты на свет) вызывает слезотечение и вполне понятное возмущение маленького человечка. Эти способности относятся к разряду зрительных рефлекторных реакций, их оценивают в родительном доме после появления малыша на свет. Если реакции есть, считается, что ребенок зрячий.

Почему груднички косят глазами?

Некоторые мамы очень пугаются, замечая у новорожденных косоглазие. Между тем непостоянное скашивание глаз – нормальный процесс для детей младше шести месяцев.

Причина этого явления – слабые глазные мышцы. Младенцам достаточно сложно разглядывать предмет или родителей сразу двумя глазами, что вызывает расфокусировку взгляда. В полугодовалом возрасте косоглазость проходит. Если же малыш косит постоянно или после полугода эта особенность не прошла, обязательно обратитесь к специалисту.

Чтобы подтвердить или опровергнуть подозрения, вооружитесь неярким фонариком. Подсветите им в глаза малышу и проследите за отблесками. Если они размещаются по центру зрачков, с детским зрением все хорошо. Если отблески удалены от зрачков, нужно показать ребенка офтальмологу.

Полезные советы для родителей

  1. Обращайте внимание на то, чтобы в глазки малыша не попадали никакие инородные тела.
  2. Следите за тем, как растут ресницы у новорожденного. Иногда они отрастают не совсем ровно и могут попадать на роговицу, что при моргании приводит к травмам.
  3. Не стоит излишне оберегать глазки младенца от света. Оставаясь в полумраке, глазные мышцы плохо развиваются.
  4. Для лучшего развития детского зрения отлично подходят подвесные игрушки (мобили и карусели), которые вращаются и издают приятные мелодичные звуки. Кроха внимательно следит за яркими фигурками, слушает песенки. В общем, развивается с удовольствием.

С ребенком, которому еще не исполнился годик, следует посещать офтальмолога раз в три месяца.

Специалист проследит, как совершенствуется зрительная система малыша, и даст исчерпывающие ответы на многие животрепещущие вопросы – когда новорожденные начинают видеть и как ухаживать за их глазками.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]