Развитие ребенка до года по месяцам – Первый месяц

Как развивать новорожденного ребенка – актуальный вопрос для всех молодых родителей, и некоторые им начинают задаваться уже до 1 месяца жизни малыша. Период новорожденности – один из самых сложных этапов в жизни семьи. В это время возникает масса разнообразных вопросов связанных с тем, как развивать новорожденного в первый месяц жизни. Кратко перечислим их. Что умеет новорожденный малыш? Каким навыкам его можно научить? Что является приоритетным в данный период? Как быстро малыш растет? Как с ним общаться, чтобы он начал узнавать близких людей? Это только малая часть. Разберемся более подробно, как развивать новорожденного ребенка до месяца, и как плавно перестроить свою жизнь с учетом появления младенца.

Как развивать новорожденного ребенка – начало


Периодом новорожденности считается этап от рождения до месяца. Это период адаптации. Малыш адаптируется к жизни во внешней среде, а родители к тому, что их жизнь развернулась на 180 градусов. В это время активно идет развитие малыша, как физическое, так и психоэмоциональное. Чтобы знать, как грамотно развивать новорожденного ребенка до 1 месяца, стоит исходить от его природных способностей, которые есть у любого здорового малыша.

Не лишним будет также сказать, что весь первый год, и в первый месяц особенно, гармоничное развитие новорожденного будет напрямую зависеть от его физического состояния. Другими словами от его весовой прибавки. А этого можно достичь, если грамотно организовать грудное вскармливание и установить четкий режим дня новорожденного по месяцам в период от 0 до 3.

Особенно режим нужен тем, у кого родилась двойня. Про «режимные моменты» мы уже много ранее писали применительно и к одному ребенку, и к двойняшкам.

Скажем еще раз: если режим питания, сна и бодрствования будут налажены, развивать младенца будет гораздо легче.

Как развивать новорожденного ребенка до 1 месяца – безусловные рефлексы

Стоит отметить, что новорожденный ребенок человека, пожалуй, самый беззащитный среди детенышей всех других животных. Однако почти с самого рождения, т.е. даже в первый месяц, он уже обладает уникальными качествами: восприимчивостью к обучению и способностью к постижению мира, а также накапливанию собственного жизненного опыта. Именно это способствует развитию интеллекта и мышления.

У грудничка есть ряд безусловных рефлексов, благодаря которым он гармонично приспосабливается к вне утробной жизни. Эти рефлексы надо знать, чтобы не думать, что младенец совсем беспомощен, и что развивать новорожденного ребенка до 1 месяца – это что-то из ряда фантастики.

  • Сосательный и глотательный рефлексы. Они связаны с главной потребностью ребенка – питании. Выражаются в том, что если младенцу сунуть в рот пустышку, или палец, он крепко обхватит их губами.
  • Поисковый рефлекс. Если прикоснуться соском к коже малыша возле уголка рта, он повернет голову в эту сторону и приоткроет ротик, и даже попытается его достать.

Эмоциональное развитие

Основная деятельность младенческого периода — эмоциональное общение с мамой (или со взрослым, который ее заменяет). От того, насколько в этот период сформирована привязанность и насколько ребенок «напитался» любовью, зависит все его последующее развитие (в том числе и умственное). Именно поэтому детдомовские детки, окруженные «педагогическим коллективом», но лишенные достаточного внимания и человеческого тепла, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Не потому, что недостаток «развивающей программы», а потому, что любое развитие младенца опирается только на одно — удовлетворение его потребностей в эмоциональном общении.

Сейчас угрожающая мода на «раннее развитие», когда малышей чуть ли не с рождения «водят на кружки», чтобы там их «правильно развивали». Что получает младенчик от таких «вождений»? Он попадает в незнакомую среду, в искусственно созданные условия (когда его задача — познавать естественное течение домашней жизни и окружающий мир), и главное — дети очень чутко настроены на эмоции мамы.

Что чувствует мама, возя свою крошку на занятия (пусть это не чтение для грудничков, а самые безобидные игры)? Мама прежде всего чувствует, что должна получить РЕЗУЛЬТАТ. И вместо полного принятия своего младенчика она начинает испытывать эмоции по поводу «насколько ее ребенок развит по сравнению с другими». И вот эту вибрацию ребенок чувствует лучше всего: «хороший» ли он, «умный» ли он? И когда ребенком нужно просто наслаждаться, мамы вводят его в систему оценки по достижениям (ну какие же у грудничка достижения?!).

А соседский уже сидит! Уже ползает! Уже ходит! Плавает с рождения! Закаленный! К году знает все буквы! А мой… И вот это больше всего отражается на малыше. Потому что младенчество — период, когда закрепляется жизненная позиция, которая в идеале должна быть «в этом мире хорошо, меня любят и я всех люблю». А получается «меня любят в зависимости от» (мама радуется, когда ребенок удовлетворяет ее амбиции, и огорчается, когда он на фоне сверстников выглядит «не таким умным»).

Итак, первый вред «раннего развития» c увлечением «развивающими методиками» и «хождения по кружкам» с младенцем — мама теряет эмоциональное спокойствие, начинает сравнивать своего ребенка, а главное — проецирует на него свои эмоции в связи с этим.

Развитие новорожденного ребенка в первый месяц – органы чувств


  • Зрение. Зрение младенца не совершенно. В первое время после рождения малыш не умеет фокусировать взгляд на неподвижном предмете. Хотя уже на второй неделе можно заметить, что он иногда просто лежит с открытыми глазами. И вот тут реально подумать, как развивать новорожденного ребенка в первый месяц, а конкретнее, научить его фокусироваться на каком-либо предмете.

Малышу вначале придется очень сложно, но он обязательно справится, такова наша природа. Можно в первый месяц его жизни перед личиком ребенка повесить на расстоянии 50 см яркую игрушку, и потихоньку двигать ее по горизонтали в поле зрения новорожденного, то удаляя, то приближая ее к нему. В результате этого упражнения он дней через десять начнет следить за ней взглядом. Ближе к третьей неделе можно иногда останавливать игрушку. Так ребенок постепенно научится фокусироваться на ней.


  • Слух. Реагировать на внешние звуки малыш начинает дней через десять. Так, если с ним постоянно разговаривают, то в двухнедельном возрасте, он может умолкнуть, когда услышит мамин голос, или перестать кушать, если включили телевизор. Здесь также актуален вопрос, как развивать новорожденного ребенка.

В первый месяц очень поможет использование погремушки. Ее стоит перемещать на разные расстояния от малыша. Так он постепенно начнет прислушиваться, где она звенит. А если еще она находится и в поле зрения младенца, то он начнет не только реагировать на звук, но и следить за ней глазами. Это очень хороший навык – взаимодействие слуха и зрения.

Проводим время вместе с малышом возраста 1-2 года

В возрасте 1-2 лет лучшим партнёром по играм является мама. Конечно, компания сверстников ребёнку тоже будет интересна, но развиваются дети именно в процессе совместной деятельности со взрослым. Чем же можно заниматься с ребёнком?

  • Пускаем мыльные пузыри
    . Обычно все малыши очень любят наблюдать, как летают разноцветные мыльные пузыри и смотреть за «волшебством» превращения воды в разноцветные переливающиеся пузыри. Им будет интересно, откуда берется столько лопающихся шариков, и ребенок обязательно захочет попробовать сам выдувать мыльный пузырь. Это занятие может растянуться, пока не кончится раствор в бутылочке.

  • Художественное творчество. Годовалый малыш с удовольствием порисует пальчиковыми красками, в 2 года ребенок уже вполне справится с жидкой гуашью, акварелью, карандашам и фломастерами. Маме нет смысла активно участвовать в процессе рисования: пусть ребенок сам изучает свойства красок, смешивает цвета и делает собственные открытия. От взрослого в этом процессе требуется лишь правильно организовать «рабочее место» художника и немного направлять его действия.

Творческие занятия с малышами от 1 года – рисование пальчиковыми красками

  • Лепка. Предложите малышу тесто для лепки или обычный мягкий пластилин. Можно показать крохе, как скатать шарик, колбаску, как сделать лепёшку. Не стоит требовать конкретных результатов или учить ребёнка лепить конкретные формы: малышам всегда интересно самим изучать свойства материала. Плюс такого занятия – развитие моторики.

Лепим из теста для лепки

  • Чтение книг. Дети 1-2 лет ещё не способны воспринимать длинную прозу и улавливать сюжетную нить. Как бы мы не любили сказки, 1-2 года – это возраст стихотворений и рифмы. Небольшие стихотворения на понятные и известные ребёнку темы будут в самый раз. Родителям при этом можно не «изобретать велосипед», и отдать предпочтения классике детской литературы. Еще, детки очень сильно любят специальные музыкальные детские книги.

  • Ролевые игры. Примерно в 1,5 года у малышей просыпается интерес к ролевым играм. В такой игре ребенок подражает взрослому, выполняя те действия, которые ежедневно наблюдает сам. Самые популярные сюжеты у малышей – накормить куклу, запеленать ее, покатать в коляске, уложить спать. Правда, многие манипуляции крохе ещё недоступны, поэтому без помощи мамы не обойтись. Чем старше ребенок, тем более «продвинутыми» становятся сюжеты его игр.

  • Активные игры. Без них не должен обходиться ни один день с ребёнком. Не сидеть же постоянно за столом с кисточками, пластилином и книжками?! Обязательно нужно побегать и попрыгать, размяться. Например, можно развлечь малыша игрой в догонялки. Если ребенок ещё не умеет не то, чтобы бегать, но и уверенно ходить – можно покатать на полу мячик, попрыгать на фитболе.
  • Играем в игрушки. Недостаточно заставить всю детскую разными игрушками. Осваивать их ребенок может только со взрослым, поэтому мамам и папам обязательно нужно включаться в такие игры. Для малышей 1-2 лет идеально подойдут кубики, пирамидки, музыкальные инструменты, рамки с вкладышами, конструкторы с крупными деталями.

Игрушки для ребенка 1-2 года

  • Воздушные шарики. Детки обожают играть с воздушными шариками. На шарике можно рисовать, можно надувать и, не завязывая, отпускать – он будет очень весело и быстро свистеть в процессе сдувания. Ребёнок будет удивлен и заинтересован, как из такого маленького кусочка резины можно сделать легкий и большой шар. (Из личного опыта: небольшой надутый шарик засунули мальчику под футболку (как большой животик). Его радостному удивлению не было предела. Минут 10 он бегал со счастливым лицом обладателя чуда под футболкой! https://club-mam.com/parenting/chem-zanyat-rebyenka-v-1-2-goda.html)

Чем занять ребенка

Развитие новорожденного ребенка до месяца – управление телом


Движения новорожденного до месяца очень хаотичны. И первое, что начинает происходить – это постепенно крепнут мышцы шеи. Это можно стимулировать.

Чтобы ребенок начал потихоньку держать головку, его следует с первых же дней (по приезду из роддома) выкладывать на пару минут на живот. Удобнее всего это делать во время пеленания. Обязательное условие, чтобы поверхность была твердой. Благодаря твердой поверхности мышцы ребенка начнут напрягаться.

Если ребенка до месяца выкладывать на животик раздетым, то он будет несколько раз в день принимать воздушные ванны – это первые элементы закаливания.

Благодаря таким упражнениям, развитие новорожденного ребенка будет идти быстрыми темпами, а сам малыш быстро окрепнет. И к концу первого месяца сможет лежа на животе, на несколько секунд самостоятельно удерживать головку.

Чем занять малыша на улице?

Мы рассмотрели варианты, чем занять ребёнка в 1 год дома. Но как быть с улицей, ведь иногда тоже хочется перекинуться словечком с другими мамами.

Интересные статьи: 15 идей чем занять ребенка на улице 12 игр в… лужах Играем с ребенком в песочнице Как сделать кинетический песок самостоятельно 19 развивающих игр с кинетическим песком

В первую очередь самым оптимальным и захватывающим дух объектом станет обычная песочница, которая находиться практически на всех детских площадках. Для продолжительных игр в ней не забудьте захватить стандартный набор в виде ведёрка, совочка и формочек.

В зимний период также есть интересные занятия. Слепите вместе снеговика или рисуйте цветными красками по снегу. В весенний период возьмите палочку и начните измерять с ребёнком глубину луж. Кроме этого можно запускать плавать кораблики или другие мелкие резиновые игрушки.

В заключение стоит отметить, что существует достаточно много способов, чем занять ребёнка в 1 год. Одни из них малыш может абсолютно самостоятельно исполнять, другие же варианты требуют родительского контроля. В любом случаи стоит менять и чередовать занятия, ведь детки в этом возрасте весьма неусидчивы, и все игры им быстро надоедают.

Для эффективности процесса рекомендуется разделить игрушки ребёнка на несколько частей и время от времени менять их. Он ещё не помнит все свои приобретения, таким образом, через некоторое время забывает о них, и когда вы даёте ему старые – новые вещи, он с радостью увлекается ими, как только что приобретёнными.

Как развивать новорожденного ребенка — подготовка к общению


Как мы выяснили выше, зрение и слух у новорожденных малышей можно развивать буквально с первых дней, тоже относится и к общению.

Давно замечено, что новорожденные, с которыми в первый месяц много разговаривали, к месяцу отлично будут смотреть в глаза взрослого, когда к ним обращаются. Это очень важное достижение.

Если вы хотите, чтобы это произошло, то вопрос как развивать новорожденного ребенка в направлении общения решается просто. Нужно много разговаривать с младенцем. Практически все время, пока он бодрствует. Сначала это общение будет общением в «одни ворота», но постепенно, к месяцу или чуть позже, малыш начнет реагировать именно на голос того, кто за ним ухаживает, улыбаться знакомым лицам, и дальше по нарастающей. А заложить основу общения реально с первых дней жизни, т.е. до 1 месяца.

В самом конце предлагаем посмотреть видео. На нем врач без всяких кривляний и болтовни «а вот какой у меня малыш-дом-муж» и т.д.. и модных «закосов», рассказывает о новорожденном ребенке в первый месяц жизни. Затрагивает вопросы сна, ухода, развития, кормления и стула. Сразу много и по делу. Предупреждаем видео – длинное.

Координация движений (перемещения в пространстве)

Чем чаще вы меняете поле зрения ребенка, тем быстрее у него развивается координация движений и чувство равновесия, которые будут необходимы ему для сиденья, ползанья и ходьбы.

  • Носите малыша на руках, держа его то лицом к себе, то спиной к себе.
  • Поворачивайте малыша в разных направлениях, бережно поддерживая головку.
  • Не ограничивайте пребывание малыша в квартире кроваткой и пеленальным столиком. Предварительно убедившись в безопасности для крохи, выкладывайте его на диван, кресло и т.п.

К концу первого месяца ваш кроха совершит значительный рывок в развитии и в ответ на вашу любовь и заботу вы уже совсем скоро получите первую замечательную улыбку, обращенную именно к вам. Желаю вам успехов в развитии ваших деток!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]