Физиологические рефлексы новорожденных и их значение

Ребенок может успешно овладеть одной группой навыков и отставать в овладении другой. Такая неравномерность в развитии может быть результатом маминого воспитания. Одна мама считает, что главное — выработать у малыша навыки самообслуживания, а болтать нечего; такой ребенок может отставать в речевом развитии, но рано научится самостоятельно есть. Другая мама все делает за ребенка, но очень много с ним общается и играет, соответственно, у него рано развивается речь.

Итак, имея ясное представление о нервно-психическом развитии малыша, можно разработать программу занятий. И мы видим главную задачу в том, чтобы облегчить Вам и специалисту выбор того направления воспитательной деятельности, на которое нужно обратить внимание в первую очередь.

Уже в периоде новорожденности Вы можете оценить состояние нервной системы малыша.

Важным показателем созревания нервной системы ребенка является группа безусловных рефлексов. Из достаточно большого количества рефлексов мы выделили основную группу, которая может дать наиболее полную характеристику состояния нервной системы с первых часов жизни ребенка. С точки зрения удобства осмотра мы приводим рефлексы по тем позициям (рефлексы в положении на животе, спине, в вертикальном по­ложении), в которых их исследуют. Безусловные рефлексы лабильны, легко истощаемы, поэтому осмотр лучше проводите через 2 часа после кормления, когда ребенок находится в спокойном состоянии.

Рефлекс Моро (рефлекс обхватывания)

Чаще его вызывают различными путями: ударом по пеленальному столу в 20-30 см от головы ребенка или быст­рым выпрямлением согнутых ног, а также подниманием таза и ног ребенка над кроватью. В ответ происходят: разведение рук (первая фаза рефлекса) и их сведение с тенденцией к обхватыванию туловища (2 фаза). Иногда в течение первой не­дели жизни ребенка наблюдается только первая фаза. Более позднее появление второй фазы не говорит о патологии.

В норме рефлекс исчезает к 4-5-ти месяцам. Отсутс­твие рефлекса Моро или стойкое исчезновение второй фазы — это подозрение на поражение вестибулярного нерва. Запаздывание рефлекса отмечается у детей, родившихся в асфиксии, а снижение — у новорожденных при родовой травме. Оживление рефлекса Моро и спонтанное его появ­ление говорит о повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и судорожной готовности. Асимметрия рефлекса свидетельствует о гемипарезе. Асимметрия и даже исчезно­вение рефлекса — о параличе Эрба.

Содержание

  • 1 Спинальные двигательные автоматизмы 1.1 Защитный рефлекс новорождённого
  • 1.2 Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых
  • 1.3 Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание
  • 1.4 Хватательный рефлекс
  • 1.5 Рефлекс Галанта
  • 1.6 Рефлекс Переса
  • 1.7 Рефлекс Моро
  • 2 Оральные сегментарные автоматизмы
      2.1 Сосательный рефлекс
  • 2.2 Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)
  • 2.3 Хоботковый рефлекс
  • 2.4 Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)
  • 3 См. также
  • Рефлекс опоры

    Состоит из 2 фаз:

    фаза — если взять новорожденного ребенка под мышки, он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах;

    фаза — поставленный к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола.

    В норме рефлекс сохраняется до 1,5-2-х месяцев. Он отсутствует при парезах и параличах ног. Опора на носки, особенно с перекрестом, дает основание заподозрить спастическую диплегию, для которой характерно резкое повышение тонуса мышц ног (особенно приводящих мышц бедер, сгибателей голени); сила мышц и объем движений при этом уменьшены.

    Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

    Этот забавный рефлекс вызывается так: нужно легко надавить большим пальцем на ладонь ребенка, и в ответ младенец поворачивает голову и открывает рот. После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем — исчезает совсем.

    Ладонно-ротовой рефлекс обычно в норме хорошо выражен и постоянен. Он снижается при некоторых повреждениях нервной системы, особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

    Хватательный рефлекс

    В ответ на прикосновение к ладони происходит сгибание пальцев и захватывание предмета в кулак.

    Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее. В норме этот рефлекс хорошо вызывается у всех новорожденных.

    Снижение хватательного рефлекса чаще всего отмечается на стороне поражения шейного отдела спинного мозга.

    Рефлекс Робинсона

    Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок захватывает предмет или палец врача так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за палец поднять вверх. Таким образом, оказывается, что новорожденный, внешне кажущийся совершенно беспомощным существом, может развить в руках такую «мускульную силу», которая удерживает его тело в подвешенном состоянии.

    В норме рефлекс Робинсона у всех новорожденных следует считать обязательным. К 3-4 месяцам жизни на основе этого безусловного рефлекса формируется целенаправленное захватывание игрушки, а хорошая выраженность этого рефлекса в дальнейшем способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

    Нижний хватательный рефлекс

    Этот рефлекс вызывается легким нажатием кончиков пальцев на переднюю часть подошвы новорожденного, в ответ на это ребенок сгибает пальцы ног. У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

    Невозможность вызвать этот рефлекс возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

    Рефлекс охватывания Моро

    Вызывается этот рефлекс так: если неожиданно хлопнуть двумя руками с обеих сторон возле лежащего ребенка, то он раскидывает полусогнутые в локтях руки и растопыривает пальцы, а затем следует движение рук в обратную сторону.

    В норме рефлекс Моро сохраняется до 3-4 месяцев. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро вызывается достаточно хорошо и всегда одинаково в обеих руках. При вялом парезе руки рефлекс снижается или вовсе отсутствует на стороне поражения, что свидетельствует о том, что во время родов был травмирован спинной мозг в шейном отделе.

    Рефлекс Переза

    Для того чтобы вызвать этот рефлекс, врач укладывает ребенка на свою ладонь лицом вниз. Затем, слегка надавливая, проводит пальцем по позвоночнику ребенка снизу вверх от копчика до шеи. В ответ на это позвоночник прогибается, происходит разгибание рук и ног, голова поднимается. Проверка этого рефлекса дает врачу информацию о функционировании спинного мозга на всем его протяжении.

    У новорожденных с родовым повреждением шейного отдела спинного мозга отсутствует поднимание головы, то есть рефлекс Переза получается как бы «обезглавленным».

    Рефлекс опоры

    Рефлекс опоры очень важен для оценки состояния центральной нервной системы новорожденного. В норме рефлекс выглядит так: если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, если его поставить к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола и так «стоит» до 10 секунд.

    В норме рефлекс опоры постоянен, хорошо выражен и постепенно исчезает к 4-5-неделыюму возрасту. При травме нервной системы ребенок может опираться на носочки, иногда даже с перекрестом ног, что указывает па поражение двигательного (пирамидального) пути, идущего от коры головного мозга к спинному.

    Рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс

    При опоре па стопы во время легкого наклона тела кпереди ребенок делает шаговые движения. Этот рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни.

    Оценка рефлекса автоматической ходьбы очень важна для врача, так как помогает выявить место поражения нервной системы и ее степень.

    Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

    Рефлекс ползания по Бауэру

    Этот рефлекс вызывается так: к стопам новорожденного, уложенного на живот, приставляется рука, в ответ на это ребенок начинает выполнять движения ползанья. Этот рефлекс в норме вызывается у всех новорожденных и сохраняется до 4 месяцев, а затем угасает. Оценка рефлекса имеет большое диагностическое значение для врача.

    Защитный рефлекс

    Суть рефлекса заключается в том, что уложенный на живот новорожденный быстро поворачивает голову в сторону и пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать.

    Этот рефлекс выражен с первого дня жизни у всех без исключения здоровых новорожденных. Снижение или исчезновение этого рефлекса может быть либо при особо сильном поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, либо при патологии головного мозга.

    Оценка защитного рефлекса поможет врачу своевременно выявить патологию нервной системы у новорожденного.

    14 этапы формирования речи. Роль окружающей среды, ухода и воспитания в нервно-психическом развитии ребёнка

    С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого ап-парата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет. Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес.— лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). В возрасте 7—9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.

    15 комплексная оценка нервно-психического развития детей

    Главной особенностью оценки неврологического статуса, является комплексная оценка поведенческих и неврологических признаков. Оцените положение новорожденного, реакцию ребенка при осмотре, и рефлексы (Моро, хватательный рефлекс, сосательный рефлекс). Безусловные рефлексы – непроизвольные движения или действия, которые помогают нам определить состояние нервной системы новорожденного. Некоторые рефлексы могут вызываться только в определенный период развития ребенка. Приведенные ниже рефлексы вызываются только в период новорожденности, а также вызываются симметрично.

    Поисковый рефлекс.

    Вызывается, если коснуться угла рта новорожденного. Он поворачивает голову в направлении касания и открывает ротик – начинает «искать». Поисковый рефлекс помогает ребенку искать грудь.
    Сосательный рефлекс.
    Помещенный между губами предмет новорожденный плотно захватывает. Захватывая между губами сосок матери и удерживая в полости рта, одновременно губами производит ритмичные сосательные движения. Сосательный рефлекс появляется в 32 недели беременности и полностью развит после 36 недель гестационного возраста.

    Рефлекс Моро.

    Может вызываться с рождения, его называют рефлексом вздрагивания. Он исчезает к 4-5 месяцам после рождения. Вызывается ударом по пеленальному столу, любым звуковым или вибрационным раздражителем. При резких звуках новорожденный зажмуривает глазки, иногда вздрагивает и разводит ручки (первая фаза рефлекса Моро) и выпрямляет ножки, предварительно согнутые и прижатые к животу. Вторая фаза (клоническая) – сведение рук с тенденцией к обхватыванию туловища.

    Рефлекс Робинсона (ладонный хватательный).

    При касании ладонной поверхности новорожденного, он закрывает ладошку и сжимает пальчики – «хватает». Рефлекс более выражен у недоношенных.

    Ползанье по Бауэру.

    В положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается ножками от приставленной к подошвам ладони. Эти рефлексы исчезают к концу первого месяца жизни.

    Рефлекс Кернига.

    Невозможность полностью разогнуть ногу в коленном суставе, если она согнута под прямым углом в тазобедренном суставе.

    Рефлекс Бабинского.

    При проведении штрихового движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам возникает подошвенное сгибание всех пальцев – симптом отрицательный или тыльное разгибание большого пальца при подошвенном сгибании остальных – симптом положительный.

    Эти рефлексы исчезают на первом году жизни ребенка. Угасание у новорожденных безусловных рефлексов свидетельствуют о значительных изменениях со стороны центральной нервной системы. Кроме этого, судороги, резкая мышечная гипотония, двигательное беспокойство или адинамия, напряжение большого родничка, расстройство ритма дыхания также свидетельствует об изменениях центральной нервной системы у детей этого возраста.

    У грудных детей оценивается выражение лица, положение тела, характер и объем движений, объем моторно-статических навыков, состояние сознания. Ребенок 1-го месяца фиксирует взгляд на предмете, следит за ним. В 2 месяца держит головку, лепечет, смеется. В 3 месяца неуклюже хватает предметы, различает лица близких людей, гудит, переворачивается с животика на спинку. В 4 месяца берет предметы, играет своими руками. В 6 месяцев сидит самостоятельно, хватает движущиеся предметы и бросает их. В 8 месяцев стоит с поддержкой, ползает, рассматривает игрушку, перекладывая из руки в руку, произносит согласные. В 10 месяцев говорит отдельные слова, сам встает, знает значение отдельных слов, машет рукой. В 12 месяцев ходит, имеет словарный запас в 4-8 слов, знает значение слова «нельзя».

    Сроки развития моторно-статических навыков и особенно речи могут колебаться у нормальных здоровых детей в зависимости от индивидуальных особенностей, особенностей воспитания и режима. Поэтому при оценке нервно-психического развития необходимо ориентироваться на весь комплекс: опорных признаков и нельзя делать заключение на основе одного двух признаков

    16 морфологические и функциональные особенности кожи у детей

    АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЖИ У ДЕТЕЙ.

    Кожа ребенка, как и взрослого человека, состоит из эпидермы, дермы (собственно кожи) и гиподермы (подкожной клетчатки). Однако по своим морфологическим и функциональным особенностям она отличается значительным своеобразием, особенно у детей раннего возраста.

    Эпидермис имеет очень тонкий роговой слой, состоящий из 2—3 рядов слабо связанных между собой и слущивающихся клеток, и активно разрастающийся основной слой. Основная перепонка, разделяющая эпидермис и дерму, у детей раннего возраста недоразвита, рыхла, вследствие чего при патологии эпидермис может отделяться от дермы пластами (десквамативная эритродермия). Для детской кожи особенно характерно хорошее кровенаполнение, связанное с густой сетью широких капилляров, что придает кожным покровам вначале ярко-розовый, затем нежно-розовый цвет.

    Дерма состоит из сосочкового и ретикулярного слоев, в которых слабо развиты эластические, соединительнотканные и мышечные элементы.

    Сальные железы у ребенка хорошо функционируют уже внутриутробно, образуя творожистую смазку, покрывающую его тело при рождении. У новорожденных и детей 1-го года жизни на коже лица заметны желтовато-белые точки — избыточное скопление секрета в кожных сальных железах. У детей, предрасположенных к экссудативному диатезу, на щеках образуется тонкая, так называемая молочная корка, а на волосистой части головы — гнейс (жирная себорея).

    Потовые железы у новорожденных сформированы, но в течение первых 3—4 мес жизни обнаруживается их некоторая функциональная недостаточность, что связано с несовершенством центра терморегуляции.

    Волосы на голове новорожденных детей вполне развиты, но не имеют сердцевины, сменяются несколько раз на 1-м году жизни. Кожа на спине и плечах покрыта пушком, более выраженным у недоношенных. Брови и ресницы выражены слабо, рост их усиливается на 1 -м году, а к 3—5 годам жизни они становятся, как у взрослых людей. Ногти обычно хорошо развиты и доходят до кончиков пальцев у доношенных новорожденных.

    Подкожная жировая клетчатка начинает формироваться на 5-м месяце внутриутробной жизни, но интенсивно откладывается в течение последних 1,5—2 мес внутриутробной жизни. У доношенного новорожденного подкожная жировая клетчатка хорошо выражена на щеках, бедрах, голенях, предплечьях и слабо — на животе, а в течение первых 6 мес жизни она интенсивно развивается на лице, конечностях, туловище. Позже, до 8-летнего возраста, происходят колебания в формировании жирового слоя, а затем снова начинается нарастание его, более выраженное у девочек. У детей раннего возраста подкожная жировая клетчатка составляет около 12 % массы тела, у взрослых этот показатель более 8 %.

    Состав подкожной жировой клетчатки у детей разных возрастов различен: у детей раннего возраста в ней содержится большее количество твердых жирных кислот (пальмитиновой и стеариновой) и меньше — жидкой олеиновой кислоты, что и обусловливает более плотный тургор тканей у детей 1 -го года жизни, более высокую точку плавления жира и наклонность к образованию локальных уплотнений и отека кожи и подкожной клетчатки с образованием склеремы и склередемы.

    Особенностью детей раннего возраста является наличие у них скоплений бурой жировой ткани в задней шейной области, супраилеоцекальной зоне, вокруг почек, в межлопаточном пространстве, вокруг магистральных сосудов. У доношенного новорожденного ее количество составляет около 1—3 % всей массы тела. Она обеспечивает более высокий уровень теплопродукции за счет так называемого несократительного термогенеза (не связанного с мышечным сокращением).

    17 толщина и распределение подкожно-жирового слоя у детей. Хи­мический состав жира. Понятие о нормотрофии, паратрофии, ги­потрофии

    Нормотрофия

    Состояние нормального питания – нормотрофия

    (эутрофия). Показатели массы и роста соответствуют при нормотрофии возрастным нормам, развитие пропорциональное, кожа чистая, бархатистая, обычной окраски, слизистые оболочки розовые, сохранены мышечный тонус, эластичность кожи, тургор тканей, правильно развит скелет, аппетит сохранен, физиологические отправления в норме, отсутствуют патологические изменения со стороны внутренних органов. Также
    нормотрофия
    сопровождается хорошей сопротивляемостью к инфекции, нервно – психическое развитие ребенка соответствует возрасту, наблюдается положительный эмоциональный настрой.

    Паратрофия — хроническое расстройство питания у ребенка с массой, близкой к нормальной по его возрасту и длине тела.

    Гипотрофия (греч. υποτροφια, лат. hypotrophia

    ) — расстройство питания, характеризующееся различной степенью дефицита массы тела.

    Развитие гипотрофии

    § При гипотрофии I степени толщина подкожной клетчатки снижается на всех участках тела, кроме лица. В первую очередь истончается на животе. Дефицит массы составляет 11-20 %

    § При гипотрофии II степени потеря массы тела составляет 25-30 %. Ребёнок отстает в росте и нервно-психическом развитии. Подкожный слой сохраняется только на лице, особенно истончен он на животе и конечностях

    § При гипотрофии III степени потеря массы тела составляет более 30 %. Внешне — крайняя степень истощения, кожные покровы бледно-серого цвета, полностью отсутствует подкожный жировой слой

    18 морфологические особенности строения мышц и их развитие у детей различного возраста

    В организме человека насчитывают около 600 скелетных мышц. Мышечная система составляет значительную часть обшей массы тела человека. Если у новорожденных масса всех мышц составляет 23% массы тела, а в 8 лет — 27%, то в 17-18 лет она достигает 43-44%, а у спортсменов с хорошо развитой мускулатурой — даже 50%. Отдельные мышечные группы растут неравномерно. У грудных детей прежде всего развиваются мышцы живота, позднее — жевательные. К концу первого года жизни в связи с ползанием и началом ходьбы заметно растут мышцы спины и конечностей . За весь период роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В период полового созревания (12-16 лет) наряду с удлинением трубчатых костей удлиняются интенсивно и сухожилия мышц. Мышцы в это время становятся длинными и тонкими, а подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15-18 лет продолжается дальнейший рост поперечника мышц. Развитие мышц продолжается до 25-30 лет Мышцы ребенка бледнее, нежнее и более эластичны, чем мышцы взрослого человека.

    19 особенности змбриогенеза костной ткани, эпи- и эндохондраль­ное око­стенение. Стадии образования кости

    Кости развиваются на месте менее специализированной соединительной ткани двумя путями. Первый — за счет деятельности остеобластов, способных вырабатывать белковое вещество оссеин и минеральные соли. Некоторые кости формируются на основе перепончатой соединительной ткани и имеют прямой путь ок{>стенения, включающий два этапа развития — перепончатый и костный (первичные кости). Другие кости образуются на месте хрящевых моделей (вторичные кости). Эта специфика развития отражает ту филогенетическую особенность, которая встречается у многих животных, имеющих опорный скелет из соединительной ткани, у других — хрящевой скелет, у третьих — костный. В эмбриогенезе костная ткань появляется на 7 — 8-й неделе внутриутробного развития, когда зародыш имеет уже все другие виды тканей. Образование кости из перепончатой соединительной ткани

    . Образование перепончатых (первичных) костей (покровные кости мозгового черепа, все лицевые кости и ключицы) начинается с группировки мезенхимных клеток около мелких кровеносных сосудов. В результате деятельности этих клеток формируются фиброзные волокна по длинной оси кости, которые пропитываются оссеомукоидом (вещество, напоминающее коллаген). Волокнистая субстанция служит основой для развития кости. Вокруг волокон находятся костные клетки (остеобласты), вырабатывающие минеральные вещества для пропитывания фиброзных волокон. В процессе развития остеобласты постепенно замуровываются в костную ткань, превращаясь в остеоциты. Вокруг кровеносных сосудов формируются костные пластинки, вставленные одна в другую в виде цилиндров. Наружный слой первичной кости превращается в надкостницу, которая формирует наружные общие пластинки, обеспечивая рост кости в толщину.
    Развитие кости на месте хряща
    . Развитие кости в хрящевой модели (непрямая оссификация) совершается с образованием костной точки внутри (энхондрально) и снаружи (перихондрально) хряща.
    Энхондральное образование кости
    . Развитие кости на месте хряща (вторичные кости) является более сложным процессом, чем развитие ее на месте соединительной ткани, и связано с перестройкой хрящевой закладки. Хрящевые клетки, ранее секретировавшие основное вещество хряща, на 7 — 8-й неделе эмбрионального развития путем выделения особых ферментов разрушают хрящ. В эти полости проникают кровеносные сосуды, сопровождаемые остеобластами (рис. 34). Остеобласты окружают кровеносные сосуды плотными рядами. Первоначально между ними остаются неразрушенные тяжи хряща. В дальнейшем волокна пропитываются минеральными солями и формируются костные перекладины губчатого вещества.

    20 Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей, его регуля­ция. Нор­мальные показатели содержания в крови Са и Р.

    В организме взрослого человека содержится в среднем около 1-2 кг кальция, из которого более 98% приходится на кости скелета. Кальций минеральной фазы на поверхности кристаллов находится в равновесии с ионами внеклеточной жидкости, но лишь небольшая часть общего кальция (примерно 0,5%) подвергается обмену. Процессы резорбции и формирования кости тесно связаны, ежесуточно кости скелета поглощают и выделяют примерно 0,5 мг кальция. Прием кальция обеспечивается главным образом с молочными продуктами.

    У детей в периоды быстрого роста, у женщин при беременности и лактации всасывание кальция увеличивается, а с возрастом уменьшается вдвое. При низком содержании кальция в пище (менее 500 мг в сутки) для поддержания положительного кальциевого баланса требуется всасывание более 30 – 40% кальция. Только в этом случае поглощение в кишечнике будет достаточным, чтобы компенсировать потери через секрецию желудочно-кишечным трактом и экскрецию почками.

    Содержание кальция в организме у детей составляет около 200 ммоль/л

    Участвует в физиологических процессах только в ионизованном виде, необходимый участник процесса мышечного сокращения, важнейший компонент свертывающей системы крови, входит в состав костей и хрящей в форме апатитов, является стабилизатором клеточных мембран, регулирует возбудимость нервов и мышц. Ионизация кальция зависит от рН крови.

    Фосфор. Около 70 % фосфора сосредоточено в костной ткани, он входит в состав межклеточной жидкости и активных биохимических соединений каждой клетки организма. Потребность в фосфатах взрослого человека — около 1200 мг/сут. Играет ключевую роль в метаболических процессах, входя в состав многих коферментов, нуклеиновых кислот и фосфопротеидов.

    21 особенности строения позвоночника и грудной клетки у детей. Патоло­гические деформации

    Позвоночник – это структура организма, которая образуется на второй неделе внутриутробного развития плода.

    Нервная трубка (будущий спинной мозг), развиваясь из эктодермы, провоцирует образование хорды из мезодермального слоя. Зачаток хорды образуется в центре зародыша и затем растет каудально (в сторону хвоста, к ногам) и краниально (к голове). В дальнейшем хорда приобретает сегментарное строение, и из нее формируются первичные позвонки. К четвертому месяцу эмбрионального развития хрящевая модель позвонка полностью соответствует таковой после рождения ребенка.

    На втором месяце внутриутробного развития в толще хрящевых пластинок позвонков зарождаются первичные островки окостенения, строения позвоночника. Ядра окостенения сначала возникают в краниальных позвонках, и только потом этот процесс затрагивает нижележащие позвонки. Изначально ядер окостенения шесть, после чего они сливаются попарно, образуя три общих ядра. К моменту рождения в любом хрящевом позвонке есть по два ядра окостенения в дужках позвонков и одно ядро окостенения в теле.

    В постнатальном (послеродовом) развитии позвоночника ребенка выделяют три периода. Первый период характеризируется совокупностью процессов, которые способствуют увеличению массы тел позвонков и полное замещение хрящевой ткани позвонка на костную. Этот период начинается с момента появления ребенка на свет и продолжается до 6–7 лет. Уже на первом году жизни между собой сливаются ядра дужек и закрываются зоны роста между телами и дужками позвонков. Срастание возникает сначала на уровне грудных позвонков, распространяется постепенно вверх и вниз. Исключение составляют дужки пятого поясничного позвонка и крестца. Дужки пятого поясничного позвонка обычно сливаются только к шести годам. Дужки крестцовых позвонков срастаются к трем-восьми годам, а тела позвонков – к 14–16.

    После рождения ребенка его позвоночный столб практически прямой. Шейный лордоз формируется у детей, когда они начинают держать голову. Грудной кифоз образуется у ребенка к шести месяцам, когда он начинает самостоятельно сидеть. Поясничный лордоз вырабатывается с того момента, когда ребенок начинает постепенно вставать. Крестцовый кифоз появляется после того, как ребенок начинает ходить и формируется вплоть до 6–8 лет.

    Следующий период развития позвоночного столба приходится на возраст от шести-восьми до 12–14 лет. В этом периоде помимо увеличения размеров и формирования элементов позвонка в толще эпифизарных зон (зон роста) возникают ядра окостенения. Они разрастаются, охватывая весь периметр краевых зон тел позвонков. Их полное срастание происходит к 14–15 годам.

    Третий период развития позвоночника приходится на возраст от 14–16 до 21–25 лет. Этот период характеризуется образованием ядер окостенения в апофизарных зонах дужек и отростков позвонка. Окончательный синостоз апофизов способствует образованию полноценно сформированного позвонка, характерного для взрослого человека.

    Кифоз

    (др.-греч. κύφος согнутый, горбатый) — в общих случаях представляет собой искривление верхнего отдела позвоночника. Может быть как приобретённым, так и наследственным.

    Различают физиологический кифоз, который наблюдается в норме у взрослых (грудной и крестцовый), и патологический кифоз, развивающийся вследствие заболеваний (например, рахита,туберкулёзного поражения одного или нескольких позвонков), травмы позвоночника и нарушений осанки.

    Лордоз (греч. λορδός — согнувшийся, сутулый) — изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперёд.

    Сколио́з (греч. σκολιός — «кривой», лат. scoliōsis

    ) — стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.[

    22 семиотика поражений костно-мышечной системы при рахите

    Особенно выражены костные изменения: увеличение размеров большого родничка, податливость его краев, швов, реберные «четки», «браслеты» на руках.

    Голова приобретает квадратную форму, переносица запавшая, свод твердого нёба готический, прикус неправильный, наблюдается деформация грудной клетки («куриная грудь» и «грудь сапожника»), «нити жемчуга», искривление плечевых костей, уплощение таза и сужение входа в малый таз, искривление ног и позвоночника (кифоз, сколиоз, лордоз) как результат поражения костной ткани. Усиливается гипотония мышц и связочного аппарата, что приводит к разболтанности суставов, появлению «лягушачьего» живота, плоскостопия.

    23 порядок и сроки прорезывания зубов (молочных и постоянных). Сроки закрытия родничков и черепных швов. Их клиническое значение. Опреде­ление «костного возраста», как одного из пока­зателей биологического возраста.

    Защитный рефлекс

    Уложенный на живот новорожденный поворачивает го­лову в сторону и пытается ее приподнять.

    В норме после 1-1,5 месяцев ребенок сам пытается удер­живать голову. У детей с поражением нервной системы за­щитный рефлекс запаздывает, а иногда не появляется, например, у ребенка с натальной травмой шейного отдела спинного мозга. У детей группы риска по развитию детского церебрального паралича может быть продолжительный подъем головы и даже ее запрокидывание (за счет усиления тонуса разгибателей шеи).

    Ослабление и усиление рефлексов

    Проводя исследование рефлексов, необходимо учитывать то, что они могут применяться в качестве диагностики лишь при условии существования других симптомов. То есть изменение рефлексов при отсутствии у малыша иных неврологических нарушений патологией не является. Существует ряд проблем, о которых говорит усиление или ослабление тех или иных рефлексов.

    1. Повышение нервно-мышечной возбудимости может вызвать небольшое усиление главных врожденных рефлексов.
    2. Патология нервной системы, нарушение мышечного тонуса, инфекционно-воспалительные заболевания могут вызвать полное отсутствие рефлексов или их резкое угнетение.

    Стоит отдельно обратить внимание родителей на то, что рефлексы у здорового малыша должны иметь симметричный вид. Другими словами они должны быть одинаковыми с обеих сторон. Проверить это можно при исследовании хватательного рефлекса. Если кроха хватает ваш пальчик одной рукой крепко, а другой слабо, это повод показать малыша специалисту. Так как данная ситуация может быть ассиметрией рефлексов.

    Поэтому если вы заметили какие-либо отклонения в рефлексах ребенка, не стоит откладывать визит к специалисту. Только он может адекватно оценить ситуацию и назначить определенное лечение или гимнастику.

    Часто врачи рекомендуют проводить вызывание врожденных рефлексов, которые для малыша являются своеобразной гимнастикой. К ним относится рефлекс опоры, ползанья и другие.

    Рефлекс Переза

    Вызывается путем проведения штрихового раздражения по остистым отросткам от копчика к шее. В ответ ноги ребенка одновременно сгибаются и приводятся к животу, спина выгибается, часто возникает открытие анального сфинктера, может быть мочеиспускание. Если вызывать рефлекс в положении ребенка лицом вниз на ладони врача, в ответ у него возникают резкий крик, разгибание рук, ног, головы, выпячивание ануса и мочеиспускание.

    В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Его лучше проверять последним. Угнетение его в период новорожденности или задержка обратного развития наблюдается у детей с поражением ЦНС.

    По материалам книги Гончаровой О.В.

    «Пособие по уходу за малышом»

    Оральные сегментарные автоматизмы

    Сосательный рефлекс

    При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях. Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь. Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет[1].

    Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

    При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

    Хоботковый рефлекс

    Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.

    Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

    Воспроизвести медиафайл

    Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

    При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]