Развитие ребенка по месяцам до года интересует многих родителей, переживающих за свою кроху. В первый год жизни ребенок учится множеству действий и манипуляций, таких как сидеть или стоять, ползать, держать или брать, улыбаться, играть и пр. За этот год малышу предстоит преодолеть массу достижений и совершить в собственном развитии огромный прыжок. Ведь кроха из младенца ранее абсолютно беспомощного превращается в маленького индивида, который умеет самостоятельно сидеть, перемещаться, изъявлять собственные «хочу» и прочие потребности.
Нормы развития ребенка до года по месяцам существуют для выявления адекватности развития младенца. Если кроха воспитывается в «нормальной» ячейке социума, в которой два родителя обеспечивают заботу ему, должный уход и благополучное существование, то здоровый карапуз будет развиваться равномерно по месяцам до года во всех сферах.
Так, физическое развитие ребенка до года по месяцам предполагает рост массы тела и его быстрый рост. В когнитивной сфере развития ребенка по месяцам до года будет наблюдаться появление способности запоминать и быстрая обучаемость. В социальном развитии ребенка наблюдается реагирование на окружающую реальность, которое проявляется различением лиц близких, заинтересованностью различными предметами. В двигательной сфере развития ребенка по месяцам до года появляются силы, чтобы вначале держать головку самостоятельно, а затем сидеть и совершать первые шажки.
Как малыш развивается к 2 месяцам
В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.Физическое развитие:
- Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
- Переворачивается с бока на спинку;
- В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
- Следит глазами за перемещающимися предметами;
- Поворачивает голову в сторону звука;
- Исчезает гипертонус рук;
- Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).
Психоэмоциональное развитие:
- Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
- Замирает, прислушиваясь к звукам;
- Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
- Реагирует на знакомые голоса;
- Гулит, пропевает некоторые звуки.
Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.
Что умеет ребенок к 3 месяцам
Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.
В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители могут замечать первые проявления характера ребенка.
Физическое развитие:
- Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
- В положении лежа на животе опирается на предплечья;
- Рассматривает и сосет ручки;
- Перекатывается со спины на бок;
- Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.
Психоэмоциональное развитие:
- Держит контакт глазами;
- Улыбается и смеется;
- Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
- Узнает лица близких;
- Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).
Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.
Первичное развитие
После рождения первый месяц жизни крохи является адаптационным. Он учится приспосабливаться к новому для себя миру вне маминого животика. В это время малыш еще очень много спит — до 20 часов в сутки — и много кушает.
Основной задачей родителей в это время является обеспечение комфортных условий существования. Для этого следует создать в комнате необходимую температуру, менять пеленки и следить за тем, чтобы дитя было сытым.
В первые две-три недели ушки новорожденного ребенка еще заполнены эмбриональной жидкостью и он воспринимает только громкий звук. К концу первого месяца он уже слышит голос. Родителям важно петь ребенку песенки, читать сказки и разговаривать с ним, чтобы он знал голос мамы и папы. А также рекомендуется чаще брать его на руки, чтобы он чувствовал любовь и теплоту родителей.
К месячному возрасту кроха уже способен различать цвета и наблюдать за яркими игрушками, следя за ними глазами. Малыш учится концентрировать внимание на неподвижном предмете или лице родителей. Если же положить кроху на животик, то к месячному возрасту он должен уметь держать головку на протяжении нескольких секунд.
В первый месяц после рождения ребёнок набирает от 90 до 150 граммов в неделю. За это время грудничок успевает набрать до 700 грамм ко второму месяцу. Ест он до 5 раз за ночь и каждые два часа днем.
В течение первого месяца ребенка еженедельно посещает педиатр и два раза в неделю — медсестра. Примерно на седьмой-десятый день у него отпадает пуповина, к концу первого месяца кожа новорожденного приобретает естественный цвет.
Читайте подробнее: Все о развитии ребенка от 0 до 1 месяца
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие
- Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
- Тянется за предметами, ощупывает их;
- Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
- Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
- Исчезает гипертонус ног.
Психоэмоциональное развитие
- В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
- «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
- Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
- Реагирует на звук своего имени;
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
- Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».
Особенности самого первого месяца
Первый месяц считается самым тяжелым для молодых мам. В этот период новорожденный малыш адаптируется к новым условиям, познает окружающий мир.
Поскольку он жил в утробе матери, то ему интересен каждый момент – цвета, улыбка мамы, папы, голоса людей, положительные или отрицательные эмоции.
Стоит отметить! В первый месяц жизни грудничок 70 % времени спит. Недоношенные дети спят больше. Именно за счет сна организм восполняется энергией, укрепляется иммунитет, повышаются защитные силы. Во сне ребенок растет, в среднем за первый месяц малыши вырастают на 2-3 сантиметра.
Мальчик и девочка в первый месяц жизни должен уметь:
- Движения хаотичные, кулачки находятся в сжатом состоянии.
- При лежании на области живота ребенок старается приподнимать головку.
- Сигналы, просьбы малыш в этот период подает при помощи плача.
- Он может в это время зафиксировать взгляд на определенном объекте, к примеру, на улыбке мамы, на подвесных игрушках.
- В первый месяц жизни ребенок реагирует на различные звуковые сигналы – звонок, музыка игрушек, колокольчик. Многие врачи рекомендуют приучать малыша к музыке, когда она находится в утробе матери. Тем более сейчас имеется большое разнообразие музыки для беременных.
- Он знает запах мамы, остро реагирует на него и может чувствовать его на расстоянии.
- У него вырабатывается мышление, он может реагировать на определенные звуки, цвета.
- При постоянном общении у малыша к концу первого месяца могут получаться определенные гласные звуки – гуление, агуканье.
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый.
Развитие семимесячного крохи
В этом возрасте выделяются прикладные способности. Теперь ребенок не только впитывает новое, но и учится применять это в жизни. Он умеет различать крупные предметы и показывает их. К концу месяца в норме у него развивается навык хождения. Малыш уже может недолго держать свое тело на весу и способен стоять с поддержкой.
Семимесячный ребенок умеет сидеть самостоятельно. Он с радостью бросает игрушки и стучит ими. Кроха легко переворачивается на живот и обратно. Это настоящий непоседа, которому сложно усидеть на месте.
Теперь ребенок может довольно длительное время находиться один в кроватке и лепетать. Но больше всего он любит исследовать лицо мамы руками, листать книжки и пробовать собирать пирамидку.
Читайте подробнее: Все о навыках ребенка в 7 месяцев
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие
- Садится из положения на четвереньках;
- Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
- Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
- Долго следит за перемещением игрушки;
- Может прорезаться первый зуб.
Психоэмоциональное развитие
- Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
- Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
- Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
- Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.
Календарь развития
Развитие ребенка помогает отследить специальный календарь по месяцам. С его помощью можно понять насколько гармонично растет малыш. Календарь нужен для отслеживания роста, веса, моторных навыков и эмоционального развития.
Месяц первый
Развитие ребенка до года отслеживается на регулярных приемах у педиатра по месяцам. Первый месяц – это переходный период, адаптация младенца к жизни вне утробы.
Ребенок учится:
- находиться в воздушной среде вместо водной;
- получать питание самостоятельно с помощью сосания;
- регулировать теплообмен;
- контактировать с мамой.
В первый месяц режим сна и бодрствования не установлен – у младенца еще не произошла закладка циркадных ритмов. Он может путать день и ночь. Поверхностная фаза сна преобладает над глубокой фазой, поэтому ребенка легко разбудить.
Питается младенец примерно каждые 2 ч, так как усвоение грудного молока происходит быстро. ВОЗ рекомендует придерживаться грудного вскармливания по требованию. Если это невозможно – следует подобрать качественную молочную смесь.
Новорожденный нуждается в частых кормлениях и просыпается ночью от 2 до 6 раз. Среднее время бодрствования днем между снами составляет 40-60 минут.
За месяц со дня рождения внешность ребенка меняется. Проходит физиологическая желтуха новорожденных, акне, сходят отеки, кожа приобретает естественный цвет.
Период часто сопровождается младенческими коликами. Этот недуг связан с незрелостью ЖКТ, начинает проявляться примерно в 3 недели с момента рождения, проходит самостоятельно. Помочь ребенку можно с помощью специального массажа живота – поглаживаниями по часовой стрелке. Также помогает согревание – ношение ребенка на руках «живот к животу».
Основные признаки нормального физического развития младенца к концу первого месяца:
- может удерживать головку 2-3 секунды в положении лежа на животе;
- конечности находятся в тонусе, прижаты к туловищу;
- движения хаотичные;
- начинает интересоваться контрастными картинками и игрушками;
- выделяет маму среди других взрослых;
- может начать повторять мимику взрослых, улыбаться;
- появляется гуление.
Физическое развитие в этот период осуществляется медленно. Единственное упражнение для ребенка – это выкладывание на живот. Манипуляция поможет укрепить мышцы шеи для поддержания головы и является хорошей профилактикой газообразования.
Благополучное психоэмоциональное развитие тесно связано с поведением мамы по отношению к ребенку. Первые три месяца после рождения называют еще «четвертым триместром беременности» или периодом «донашивания». Это связано с тем, что ребенок нуждается в телесном контакте с матерью.
Второй месяц
Развитие ребенка до года по месяцам должно находиться под пристальным вниманием мамы и ближайшего окружения, так как в этот период младенец растет быстрее, чем в какой-либо другой период жизни.
Второй месяц считается завершающим этапом адаптации младенца к жизни вне утробы. Периоды бодрствования удлиняются, а ночной сон может составлять 10-12 ч с обязательными пробуждениями на кормление. Время бодрствования между дневными снами – от 1 ч 15 мин до 1 ч 20 мин. Если пропустить оптимальное время засыпания, то ребенок может бодрствовать дольше, но уложить на сон его будет сложнее.
Ребенок уже адаптировался к новому способу получения пищи. У детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании, может наблюдаться задержка стула вплоть до недели. Это состояние считается нормальным, если ребенок не проявляет беспокойства, и связано с тем, что грудное молоко усваивается практически полностью.
В 2 месяца ребенок:
- удерживает голову до 20 секунд;
- следит взглядом за игрушкой;
- тонус конечностей постепенно уходит, первыми расслабляются руки;
- при виде мамы и других знакомых взрослых включает «комплекс оживления»;
- уверенно гулит;
- рассматривает свои руки;
- исчезает хватательный рефлекс и рефлекс ходьбы;
- поворачивается, услышав речь;
- выделяет голос матери от всех остальных;
- удерживает в руках легкую игрушку.
В возрасте 2 месяца помимо выкладывания на живот прибавляется первый комплекс массажа и гимнастики. Помимо развития моторных навыков, массаж и гимнастика способствуют общему закаливанию, что благотворно влияет на иммунитет ребенка.
Третий месяц жизни ребенка
У большинства детей в 3 месяца устанавливается примерный режим сна и бодрствования. Важно его не нарушать и не допускать переутомления. Хороший сон так же полезен для развития, как и пища, и занятия с мамой.
Оптимальное время бодрствования составляет от 1 ч 20 мин до 1 ч 35 мин. При проявлениях признаков усталости лучше начать укладывание, так как перевозбуждение ребенка препятствует хорошему сну.
Основная пища ребенка – это грудное молоко или смесь, вводить прикорм пока не рекомендуется.
Вместе с едой нужно обеспечить поступление достаточного количества витамина, которого не хватает в грудном молоке. Для профилактики рахита, педиатр выписывает витамин Д в каплях (ежедневно по 500 МЕ). При искусственном вскармливании добавка рекомендована только в том случае, если адаптированная смесь содержит менее 400 МЕ.
Основные навыки ребенка в 3 месяца:
- держит голову;
- может опираться на предплечья в положении лежа на животе;
- удерживает взгляд на неподвижных предметах;
- сосет свои кулачки и игрушки в руках;
- помимо улыбки может появиться смех;
- появляются новые звуки в речи;
- различает близких взрослых;
- появляются первые попытки переворотов со спины на живот, может научиться поворачиваться на бок.
В 3 месяца внимание стоит уделить развитию мелкой моторики. Первые занятия – это пальчиковые игры-потешки или массаж ладоней и пальцев. Для раскрытия кулачков рекомендуется бить рукой по разным поверхностям, например, по кровати, пеленальному столу или фитболу. Помимо этого можно давать ребенку трогать различные на ощупь предметы: ткань, бумагу, силиконовые прорезыватели.
Месяц четвертый
Развитие ребенка до года по месяцам осуществляется стремительно, но уже к 4 месяцу постепенно замедляется рост и прибавка в весе. Это связано с освоением новых двигательных навыков и общим увеличением подвижности.
Показатели физического развития ребенка до 1 года (рост, вес) по месяцам
В этом возрасте у ребенка меняется структура сна. Он начинает спать циклами по 40 минут. Процесс сопровождается регрессом сна, который проявляется в повышенной возбудимости, коротких дневных снах и частых просыпаниях ночью. Регресс сна заканчивается также внезапно, как и начался, в течение 2-4 недель.
Родителям нужно поддерживать ребенка, не допускать сильного переутомления. Важно соблюдать время бодрствования, которое в этом возрасте составляет от 1 ч 45 мин до 2 ч. Чтобы помочь ребенку засыпать по режиму, вводятся «сонные ритуалы». Это может быть купание, чтение книги, прощание с игрушками.
Основные навыки ребенка в 4 месяца:
- осваивает переворот со спины на живот;
- проявляет интерес к находящимся рядом игрушкам, тянется к ним;
- сосет кулачки и тянет все в рот (для безопасности нельзя давать поиграть с мелкими предметами);
- окончательно проходит тонус конечностей (если этого не случилось – нужно обратиться к детскому неврологу);
- активно гулит, смеется, улыбается;
- в речи появляются слоги;
- реагирует на свое имя
Для помощи в становлении речи родителям рекомендуется озвучивать все свои действия, а также поддерживать постоянное общение с ребенком. Если этого не делать, то развитие речи может регрессировать обратно к простому гулению.
В 4 месяца у ребенка повышается двигательная активность, поэтому не рекомендуется оставлять его одного на пеленальном столе или кровати без бортов – это чревато падением. В 4 месяца рекомендуется знакомить ребенка с пространством на полу. Так как поверхность пола твердая, на нее проще опираться. Соответственно, будет проще начать ползать.
Пятый месяц
В этом возрасте происходит закрепление полученных навыков и начальное осваивание ползания. Чтобы поддержать эти попытки, нужно предоставить ребенку больше простора, не ограничивая его пространством манежа или кроватки. Чтобы стимулировать его к ползанию, можно положить рядом любимую игрушку, до которой он не сможет дотянуться рукой.
Оптимальное время бодрствования в 5 месяцев составляет от 2 ч до 2 ч 15 мин. В это время нужно успеть провести ежедневный массаж и гимнастику, пообщаться и поиграть с ребенком.
Основные навыки в 5 месяцев:
- постепенное освоение ползания по-пластунски;
- уверенный поворот на живот;
- ребенок может долго играть с предметом в руках;
- проявляет пищевой интерес к продуктам, которые употребляют родители;
- может вставать на четвереньки;
- укрепляется речевой аппарат, возникают новые слоги;
- окончательно учится различать близких людей от чужих.
Для развития речи нужно продолжать делать массаж ладошек и проводить пальчиковые игры. Также полезно знакомство с книгами, имеющими выпуклые детали.
Развитие полугодовалого ребенка
В 6 месяцев большинство детей начинают проявлять стойкий пищевой интерес, что говорит о необходимости ввода прикорма. Нужно помнить, что прикорм не должен замещать молочную пищу. Грудное молоко или смесь остается в рационе как основной источник пищи. Для поддержания пищевого интереса следует брать ребенка с собой за стол.
В этом возрасте оптимально оставить только 2 сна днем. Время бодрствования без переутомления составляет от 2 ч 15 мин до 2 ч 30 мин.
Новое в развитии ребенка:
- может начать прорезываться первый зуб;
- обучается ползать, встает на четвереньки, ползет по-пластунски;
- подражает взрослому;
- у малыша появляется любимая игрушка;
- поворачивается на звук своего имени;
- развивается защитный инстинкт, ребенок опасается чужих людей;
- в речи появляется больше согласных звуков.
Для нормального развития тазобедренного сустава не нужно сажать ребенка. Оптимально сначала научиться ползать, а затем сидеть. Для развлечения можно использовать музыкальные игрушки и различные коробочки, в которые можно что-либо вложить. Также малышу понравится игра со спрятанной игрушкой.
7 месяцев
К 7 месяцу большинство детей уверенно ползают и могут вставать у опоры на короткий промежуток времени. Не стоит поощрять долгое стояние, так как мышцы еще не готовы к ходьбе. Для развития навыка ползания нужно дать ребенку как можно больше открытого безопасного пространства.
Время бодрствования может удлиниться до 3 ч. Нужно отслеживать признаки усталости и не допускать перевозбуждения.
Ребенок может:
- ползать на четвереньках;
- пробует садиться из положения на четвереньках;
- пробует стоять у опоры;
- может подолгу удерживать внимание на одной игрушке или книге;
- пробует еду кусочками;
- подолгу повторяет отдельные слоги;
- активно исследует окружающее пространство;
- изучает столовые приборы, пробует кушать самостоятельно;
- в прикорм вводится мясной фарш.
В 7 месяцев ребенок начинает проявлять самостоятельность, которую следует поощрять. Без помощи взрослого он может самостоятельно играть некоторое время. Для этого создается безопасная среда дома. Пассивный словарный запас постоянно расширяется. Поэтому нужно показывать и озвучивать ребенку названия игрушек, предметов, явлений.
Для поддержания пищевого интереса следует поощрять тягу ребенка к взрослой пище. Мама может предложить ему кусочек разрешенной пищи из своей тарелки.
8 месяцев
Период сопровождается усиленной привязанностью к матери или другому близкому взрослому. Ребенок может бояться незнакомцев, что характерно для данного возраста. Время бодрствования может доходить до 4 ч, часто возникает регресс сна. Это связано с освоением новых навыков. Ребенок может садиться во сне или пытаться ползти в кровати. Регресс сна проходит через 2-4 недели.
Новые навыки восьмимесячного ребенка:
- сидит без опоры;
- умеет ложиться из положения сидя;
- ищет глазами предмет по названию;
- уверенно стоит с опорой;
- делает попытки кушать самостоятельно;
- развивает «пинцетный захват» (кончиками пальцев);
- узнает себя в зеркале;
- показывает на предмет по названию;
- развивает навык питья из кружки;
- могут появиться первые простые слова в речи.
В 8 месяцев ребенок знакомится с предметной игрой. Родители должны поддерживать этот навык и показывать, что можно делать с той или иной игрушкой. Ребенку понравятся игры в прятки с помощью пеленки. Малыш понимает простые просьбы. Например, если попросить его дать какой-то предмет. Развивается самостоятельная игра. С интересной игрушкой может играть до 10 минут.
Что умеет ребенок в 9 месяцев
Пассивный словарный запас девятимесячного ребенка расширяется все больше. Для помощи необходимо продолжать называть и показывать ему новые предметы, поддерживать постоянное общение. Режим дня у большинства детей налаживается. Наступает относительно спокойный период. Время бодрствования остается в пределах 3-4 ч.
Новые навыки девятимесячного ребенка:
- активное ползание, исследование пространства;
- активное развитие мелкой моторики;
- ходит приставным шагом у опоры;
- повторяет за взрослым несложные действия;
- уверенно держит в руках предметы;
- активно демонстрирует свои эмоции;
- помогает при одевании;
- может показать игрушку или предмет по названию.
Для правильного гармоничного развития стопы ребенку категорически запрещается носить обувь дома. Помимо этой рекомендации нужно заниматься с ним на ортопедических ковриках, давать возможность наступать на разные поверхности, осваивать перекладины шведской стенки.
В 9 месяцев основная часть прикорма должна быть нарезана кусочками. Начать можно с размятых вилкой овощей. Ребенок может перетирать мягкие кусочки еды с помощью десен. Развивать речь помогут красочные книжки с картинками. Лучше всего подойдут стихи и потешки с повторяющимися словами. Во время чтения нужно показывать на картинки и говорить, как называется тот или иной предмет.
Если ребенок еще не освоил ползание на четвереньках – можно ему помочь. Скрученный валик из полотенца продеть под живот, а концы оставить у себя в руках. Таким образом, нужно помочь ребенку доползти до игрушки, поддерживая его полотенцем.
Десятый месяц жизни ребенка
В этот месяц некоторые дети начинают ходить. Не стоит торопить этот процесс, так как ползание развивает межполушарные связи, укрепляет мышцы, улучшает координацию.
Режим дня остается неизменным. Но некоторые дети начинают переход с 2 дневных снов на 1. Педиатры рекомендуют сохранять 2 сна до 18 месяцев. Переход на 1 сон нормален только в том случае, если во время бодрствования ребенок весел, спит в день не менее 3 ч и имеет хороший аппетит.
10 месяцев – спокойный на скачки развития период. Помочь ребенку можно в освоении речевых навыков с помощью развивающих игр, с их же помощью нужно развивать мелкую моторику. Простые игры для развития моторики – это игры с крупами под присмотром взрослых. Лучшие игрушки – это обычные деревянные кубики, пирамидка, юла, мяч и сортер.
Новые навыки ребенка в 10 месяцев:
- ходит с поддержкой за обе руки;
- знает место нахождения каждой игрушки;
- понимает практически все, что говорит ему взрослый;
- копирует поведение взрослых;
- все больше времени может играть самостоятельно.
В этом возрасте многие дети не набирают вес или показывают совсем маленькую прибавку, что связано с активным времяпрепровождением и сокращением времени сна. При общении с ребенком нужно не забывать хвалить его за достижения и ругать за нарушения запретов. Однако запретов не должно быть более 3, иначе слово «нет» со временем обесценится.
Малыша можно обучить простым действиям. Таким как: махать на прощание, целовать, поднимать ручки при раздевании. Для развития речи нужно постоянно разговаривать с малышом. Желательно делать это односложными предложениями. Также нужно начать учить с малышом части тела, названия игрушек и животных.
Ребенку 11 месяцев
Развитие ребенка в 11 месяцев в основном направлено на освоение ходьбы. В связи с этим может нарушаться сон.
В этом возрасте большинство детей могут:
- стоять без опоры несколько секунд;
- ходить с взрослым за руку;
- приседать за игрушкой;
- делать самостоятельно несколько шагов;
- прорезывается от 4 до 6 зубов;
- прикорм вытесняет молочную пищу, ее доля в рационе составляет 1/3 часть.
- повторяет за взрослыми слова на свой манер;
- в словарный запас могут добавляться новые слова из двух слогов.
В 11 месяцев прогрессирует предметная игра. Ребенок повторяет действия за взрослым, включая их в свои развлечения. Для помощи можно показать ему, как играть с той или иной игрушкой, разучить простые игры (например, «коза рогатая»). Ребенок уже может собрать пирамидку с помощью взрослого и построить «башню» из кубиков.
Развитие годовалого ребенка
Освоенные навыки ребенка к концу первого года:
- ходит самостоятельно или за руку;
- выполняет простые действия с игрушками;
- знает несколько простых слов;
- проявляет черты характера;
- осваивает столовые приборы, хочет кушать только сам;
- показывает части тела на кукле или взрослом;
- имеет сформированные пищевые привычки и пристрастия;
- может садиться из положения стоя;
- проявляет интерес к своим сверстникам;
- танцует под музыку;
- проявляет самостоятельность.
В психологическом развитии наступает так называемый «кризис одного года», связанный с осознанием собственного «Я». Ребенок хочет познать все вокруг и очень злится, когда родители ему что-либо запрещают. Также, он пытается проверить «границы дозволенного».
В 1 год следует начать прививать привычку чистить зубы 2 раза в день. Пасту нужно выбирать без фтора, адаптированную под возраст. Для чистки зубов достаточно количества размером с рисовое зерно. До 6 лет ребенку чистит зубы родитель. При отсутствии признаков прорезывания – необходимо обратиться к стоматологу.
В ритуалы перед сном можно добавить чтение книг с картинками. Это поможет постепенно успокоить нервную систему для подготовки ко сну. Чтобы укрепить иммунитет и расширять кругозор ребенка, необходимо гулять от 2 ч в день.
Ребенок активно подражает взрослому, поэтому первый год жизни – подходящее время для обучения простым бытовым действиям, например, уборке.
Что умеет малыш в 7 месяцев
Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник. Физическое развитие
- Хорошо ползает;
- Уверенно сидит с прямой спиной;
- Подтягивается и пытается встать в кроватке;
- При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками;
- Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый;
- Совершенствует мелкую моторику, любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки».
Психоэмоциональное развитие
- На вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте;
- Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»;
- С удовольствием разглядывает картинки в книжках;
- Долго занимается с игрушками;
- Тянется к своему отражению в зеркале.
В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.
В тандеме с родителями
Вот такой большой путь проходит малыш с рождения до 1 года. Многое на этом пути будет зависеть от родителей. Их задача – обеспечивать крохе не только полноценные сон, отдых, питание и уход, но и помогать в развитии: укреплять физически, окружать общением, развивать речь, моторику, мышление, эмоции своего чада.
- Погремушка с месячного возраста поможет малышу развивать слух, фокусировать зрение, воспринимать яркие цвета. Ребенок чуть старше с ее помощью научится хватать, стучать, бросать, перекладывать, тянуться и ползти.
- Укрепляющая гимнастика с 3–4 месяцев способствует развитию и силе мышц, нужных для сидения, формирования осанки, ползания, ходьбы.
- Пальчиковые игры, упражнения с маленькими предметами помогают совершенствовать мелкую моторику (а это полезно и для речевых навыков). Начинать их можно, когда кроха научится брать мелкие предметы и детали (в 8–9 месяцев). Можно мять пластилин, рисовать пальчиками, перебирать крупы, трогать всевозможные предметы из разных материалов. О пальчиковой гимнастике можно прочитать здесь.
Развитию мышления помогают собирание матрешек, пирамидок, пазлов, игры со вкладышами и сортерами. Тренировать память можно, рассказывая крохе, где что находится, и просить его затем показать конкретные предметы.
Речевой аппарат хорошо тренируется при помощи артикуляционной гимнастики (простейшая – звукоподражания животным, звукам природы, домашним приборам).
Все эти навыки будут развиваться своевременно, если ребенок постоянно окружен вниманием родителей: совместные игры, постоянное комментирование всего, что происходит, их просьбы показать, подать, принести, повторить и главное – их похвала – способны творить чудеса. Малыш будет всему учиться, подражая взрослым. Важно, чтобы пример был правильным.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие
- Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
- С опорой встает из положения сидя и опускается;
- Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
- Сам держит в руке и ест кусочки еды;
- Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.
Психоэмоциональное развитие
- Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
- Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
- Громко и четко повторяет слоги;
- Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
- Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.
Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.
Показатели развития
В интернете имеются разнообразные таблицы с показателями развития ребенка до 1 года или по месяцам.
Особое значение имеют физические и эмоциональные особенности детского организма, которые описаны в таблице:
Важный показатель | Описание |
Вес | К 6 месяцам он увеличивается в два раза, а к 12 месяцам в три раза |
Показатели роста, окружности головы, грудной клетки | Рост имеет такое же значение, как и вес. В первый месяц ребенок вырастает в среднем на 2-3 сантиметра. Активный рост наблюдается до 6 месяцев, а вот после полугода кроха может прибавлять всего на 1-2 см. В среднем за год ребенок может вырасти на 25-27 см |
Уровень двигательных функций | Обязательно педиатр должен проводить периодическую проверку того, как малыш держит голову, хватает и удерживает различные предметы. Также переворачивается, сидит, ползает, становится на ножки, ходит и другие |
Наличие зубов | Первые зубки появляются у детей к 6 месяцам. К году должно быть уже 8 зубов |
Эмоции | В месяц грудничок уже может нормально улыбаться, а в три месяца он оживляется, если к нему обращается взрослый |
Развитие речи | В первый месяц грудничок должен уметь издавать звуки, которые похожи на кряхтение, сопение. Через некоторое время, примерно к концу четвертой недели жизни он начинает гулить. К году он должен знать уже около 10 слов |
Действия с игрушками | В первое время ребенок хватает игрушки на рефлекторном уровне, а уже со временем берет их в руки целесообразно, осознано |
Понимание слов и интонации речи взрослых | Примерно с 6 месяцев ребенок уже понимает разговор взрослых, интонацию речи |
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие
- Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
- Ходит, держась за опору;
- Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
- Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
- Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.
Психоэмоциональное развитие
- Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
- Понимает значение слова «нет»;
- Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
- Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
- Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.
Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания. Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.
Как развивается малыш в 10 месяцев
Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно. Физическое развитие
- Хорошо ходит вдоль опоры;
- Идет вперед при поддержке за обе руки;
- Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
- Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.
Психоэмоциональное развитие
- Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
- Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
- Машет рукой «пока-пока»;
- Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
- Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
- Помнит любимую игрушку.
Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!
Для чего нужны нормы?
Примерные нормативы правильного развития ребенка по месяцам существуют, прежде всего, именно для того, чтобы родители могли вовремя обнаружить и устранить возникающие проблемы. Часто бывает достаточно просто больше заниматься с крохой, но иногда отставание свидетельствует о существующих отклонениях, требующих коррекции специалистов.
Так, в физическом плане обращают внимание на прибавку веса и роста, возникновение основных двигательных навыков к определенному возрасту (переворачивание, сидение, ползание, вставание, ходьба, навыки хватания и манипуляции с предметами). Речь должна пройти стадии гуления, лепета, автономной речи с использованием всевозможных звукоподражаний. Умственное развитие предполагает прогресс логического мышления, памяти, внимания и т. д.
Отметим, что приводимые во всевозможных таблицах нормы – всего лишь примерные ориентиры, с которыми можно соотносить индивидуальное развитие ребенка. Многое будет зависеть от течения беременности и родов, веса и срока гестации при рождении, особенностей темперамента малыша, отсутствия осложнений, наследственности.
Сопоставляя развитие своего чада с нормативами, сравнивайте и развитие его самого на более раннем этапе. Если в каком-то возрасте он не овладел нужным навыком, но освоил его к следующему месяцу, беспокоиться не стоит. Если же из месяца в месяц кроха отстает (особенно в какой-то одной сфере: речь, координация, зрение) – лучше посетить педиатра.
Малышу 11 месяцев: что он умеет
Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!Физическое развитие
- Самостоятельно стоит;
- Хорошо ходит за одну руку;
- Делает первые шаги;
- Нагибается при приподнимании предмета без приседания;
- Приседает без опоры.
Психоэмоциональное развитие
- Постепенно осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению, — куклу укладывает спать, на машине перевозит грузы, собирает пирамидку, строит башенки из кубиков;
- Может назвать большинство предметов в доме (на свой манер);
- Использует разные средства для обозначения своих желаний, помимо плача, — переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой;
- Активно реагирует на незнакомую обстановку, людей, новую игрушку;
- Пытается сам себя кормить с ложки.
Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.
Подводим итоги первого года
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие
- Самостоятельно встает, садится;
- Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
- Пережевывает твердую пищу;
- Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.
Психоэмоциональное развитие
- Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
- Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
- По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
- Волнуется при встрече и прощании;
- Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
- Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.
В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.
Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!
Развитие девочки по месяцам
Предлагаю вам некий календарь развития ребенка по месяцам. По нему можно отслеживать как растет и меняется ваш малыш. Достаточно ли он прибавляет в весе, и насколько должен вырасти в следующем месяце. Также, вы можете узнать каких изменений и достижений ожидать от малыша в тот или иной период. Конечно, каждый ребенок индивидуален и развивается по своему, если данные немного не совпадают с таблицей это не значит, что с ребенком что-то не так. Но все же, что-то общее в развитии малышей есть, на этих данных и построен календарь.