Классификация заикания
Критериями для классификации судорог служат течение заболевания, его формы и клинические проявления. Выделяют следующие формы заикания:
- клоническое — кратковременные судороги следуют одна за другой, что ведет к непроизвольному повторению звуков;
- тоническое — задержка речи случается из-за сильного и длительного сокращения мышц;
- смешанное — возникает из-за сочетания обеих разновидностей нарушения речи.
По течению заикание бывает постоянным (беспокоит больного постоянно во всех ситуациях и формах речи), волнообразное (может появляться и исчезать), возвратное (после полного исчезновения вновь начинает беспокоить больного). По клиническим формам принято выделять невротическую и неврозоподобную. Первая возникает из-за неврозов и стрессов, а вторая — из-за болезней нервной системы.
Этиология и патогенез
Существует целый комплекс причин и факторов риска, которые могут спровоцировать данное заболевание. Поэтому определить точную этиологию болезни можно только в каждом случае. Причины заболевания у взрослых и детей существенно отличаются.
Заикание у взрослых диагностируют крайне редко. Один из факторов риска заболевания — наследственная предрасположенность. У больных диагностируют слабость центральных отделов речи, что при влиянии неблагоприятных факторов может вызвать заикание. Доказано также, что у мужчин патология встречается гораздо чаще, чем у женщин. Это обусловлено тем, что у женщин левое полушарие мозга, в котором локализуется двигательный центр Брока, более развито.
Распространенная причина заикания у взрослых — сильный стресс. Под его воздействием нарушается координация мышц, отвечающих за образование звуков. Их сокращение и расслабление становится несогласованным, что в результате ведет к судорогам. Причинами заикания могут также стать болезни центрально-нервной системы: менингиты, энцефалиты, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы. Большое значение в появлении заикания играют также опухоли мозга и инсульты.
У детей основные причины патологии — психические травмы и патологии ЦНС. К возникновению заикания особенно склонны дети, которые перенесли любые заболевания, поразившие нервную систему. К таким заболеваниям относятся черепно-мозговые травмы, внутриутробная гипоксия, инфекционные заболевания, которые были вызваны вирусами. Врачи также выделяют факторы риска развития заболевания. При наличии в жизни ребенка таких факторов любое заболевание ЦНС или стресс могут привести к развитию патологии.
Факторы риска появления заикания у детей:
- Ребенок начал рано говорить. Некоторые дети, которым только исполнился годик, могут иметь обширный словарный запас. При этом в норме большинство детей владеют всего 3-5 словами. Затем словарный запас начинает очень быстро пополняться новыми, ребенок в возрасте 1,5 года уже начинает говорить целыми предложениями. Однако легкие и речевой аппарат малыша еще не способны справляться с повышенной нагрузкой, что провоцирует заикание.
- Позднее начало речи. Обычно такие дети произносят свои первые слова, когда им исполняется два годика. Развернутые фразы дети начинают произносить около трех лет. В этом случае заикание становится причиной двигательной расторможенности нервной системы.
- Эмоционально лабильная нервная система. Такие дети обычно чрезвычайно плаксивы, у них плохой аппетит и беспокойный сон. Спровоцировать болезнь у детей может любая резкая смена обстановки: переезд в новый город, начало посещения детского сада, долгое отсутствие мамы.
- Строгое воспитание ребенка. Некоторые родители устраивают ребенку жизнь по четкому расписанию, а также нередко наказывают их за малейшие оплошности. В результате ребенок растет зажатым и пугливым, боится разочаровать родителей.
- Физическое здоровье малыша. Если ребенок болеет какими-либо хроническими заболеваниями или родители его ограничивают постоянно в чем-то, он замыкается в себе, становится пугливым и стеснительным.
- Наследственная предрасположенность.
- Овладение сразу несколькими языками. Если ребенок учит сразу несколько языков, особенно когда родители разговаривают на разных языках, то у него может случиться нарушение слаженной работы речедвигательных центров.
Основные виды логоневроза
Патологический тип
Носит врожденный характер, в большинстве случаев передается ребенку на генетическом уровне.
Невротический тип
Проявляется из-за тяжелых заболеваний, сильнейших травм головы, испугов, стрессовых ситуаций, психоэмоциональных потрясений, которые были получены ребенком в каких-либо ситуациях.
Тонический тип
Выражается в паузе, которую делает ребенок в слове или части фразы. В некоторых случаях дети, страдающие от тонического заикания, растягивают гласные звуки.
Клонический тип
Обуславливается в многочисленном повторении (клонировании) отдельных слогов или букв из определенной части слова.
Стабильный тип
Является постоянным. Ребенок заикается непрерывно при произношении любого слова или фразы.
Нестабильный тип
Происходит не всегда, а исключительно в определенных ситуациях, например, в момент нахождения в незнакомом месте, рядом с чужими людьми, в различных стрессовых обстоятельствах.
Циклический тип
Проявляется в виде приступов, то есть в какие-то моменты малыш разговаривает абсолютно нормально, а затем резко начинает заикаться.
Комбинированный тип
Считается одним из самых сложных, так как в нем совмещается сразу несколько видов этого недуга: тонический, клонический, а также циклический. Но, если родители приложат достаточно усилий, то вылечить это заболевание возможно.
существует несколько видов логоневроза, патология развивается вследствие осложнений при родах или сильного стресса у ребенка
Физиологические симптомы
Главным внешним признаком заболевания считается наличие судорог в процессе речевого акта. Длительность судорог может варьироваться от 0,2 секунд до 90 в наиболее сложных случаях. Судороги подразделяют по форме на тонические, клонические и смешанные, по частоте и по локализации на голосовые, дыхательные, артикуляционные и смешанные.
При заикании у больных обычно диагностируют проблемы с дыханием. Выделяют три формы таких нарушений:
- эксираторную (для нее характерен судорожный выдох);
- инспираторную (судорожный вдох);
- респираторную (судорожные вдох и выдох).
Заметными симптомами заболевания считаются нарушения речевой и общей моторики (тики, речевые судороги, миоклонусы в мышцах лица). Больные, которые испытывают трудности с произношением, начинают использовать разные уловки, чтобы облегчить речь и скрыть ее недостатки.
Причины появления
Этиология этого речевого нарушения до конца не изучена. Но часто возникновению невротической формы заикания предшествует один из факторов:
- сильный испуг;
- эмоциональная нестабильность родителей (резкие перепады в отношении от ласки к грубости или рукоприкладству);
- перенесённое тяжёлое заболевание;
- физическое насилие или наказания;
- систематическое несоблюдение режима дня;
- угрозы, в том числе в кругу семьи;
- преждевременное разучивание сложных слов;
- превышение допустимой нагрузки по чтению литературы;
- копирование заикания близкого человека.
Речевые нарушения возникают не только из-за неврологических проблем, но и по причине генетической предрасположенности. С детьми с отягощённым анамнезом следует быть более внимательными и осторожными в общении и воспитании. Независимо от причины состояния, у пациентов отмечается гипертонус и повышенная возбудимость моторных центров речи. Это и вызывает характерные изменения в разговоре.
Психологические симптомы
Основное психологическое проявлением заболевания — чувство неполноценности. Чем сильнее больной концентрируется на своем дефекте, тем он больше усугубляется. Выделяют три степени фиксации внимания больного на своем заболевании, которые отличаются между собой выраженностью психологических симптомов.
- Для нулевой степени фиксации характерно, что дети не замечают своего дефекта либо же не испытывают из-за него ущемленности. При этом отсутствуют попытки устранить дефект, больной не чувствует обиды или стеснения из-за заикания.
- Умеренная степень фиксации наблюдается у старших школьников, которые стесняются дефекта, а также всячески стараются его скрыть.
- При выраженной степени фиксации ребенок страдает от чувства неполноценности, концентрируется на своей проблеме и боится общаться с другими людьми.
Диагностика заикания
Для постановки диагноза врач обращает внимание на наличие у больного следующих основных признаков заболевания: запинки и трудности во время произношения слов, нарушение ритмичности речи, которое проявляется повторением слогов, обрывками слов, растягиванием звуков, а также попытки устранить заикание с помощью тика или гримас. Диагностированием болезни занимаются логопед и невролог. Врачу может также потребоваться исключить органические болезни нервной системы, что предусматривает проведение МРТ и ЭЭГ мозга, а также реоэнцефалографию.
Методика обследования ребенка
При проявлении вышеперечисленных симптомов необходимо незамедлительно обратиться к грамотному специалисту. Заболевание можно вылечить только в том случае, если родители отнесутся к проблеме своего ребенка ответственно и внимательно. Для точной постановки диагноза понадобятся следующие виды комплексного обследования:
- консультационный прием врача-невролога;
- прием врача-психиатра;
- логопедический осмотр;
- обследование врачом-дефектологом;
- беседа с детским психологом;
- МРТ (магнитно-резонансная томография) головного мозга;
- ЭЭФ (электроэнцефалографию).
ребенок должен проходить комплексное обследование, ходить на массаж и выполнять упражнения с логопедом
Осложнения заикания
Заикание сопровождается разными осложнениями. Ребенок, который заикается, начинает избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается его круг общения. Как следствие, он становится мнительным, настороженным, стеснительным, остро чувствует разницу между собой и ровесниками. У мнительных детей постепенно усугубляется чувство собственной неполноценности.
По мере взросления ребенка он становится пугливым и раздражительным, что угнетает психику и тем самым сильнее усугубляет заболевание. Проблемы с социальной адаптацией неизбежно ведут к ухудшению успеваемости в школе. Частые осложнения заикания — боязнь речи (логофобия) и боязнь произносить определенные звуки (звукофобия).
Сбор анамнеза
Анамнез включает в себя следующие сведения:
- состояние здоровья и наличие речевых расстройств у родителей и ближайших родственников,
- анализ общего развития ребенка,
- наличие заболеваний у матери в период беременности и травм при родах,
- стрессы и физические травмы в детстве,
- скорость формирования речи,
- условия воспитания (тип заведения и адаптация ребенка к нему, изучение двух и более языков, общение с детьми, у которых наблюдаются дефекты речи),
- психологический климат в семье (конфликты, чрезмерная опека, отношение членов семьи к дефекту ребенка),
- наличие заболеваний органов зрения и слуха.
Лечение заикания
Устранить речевой дефект больному поможет логопед. Однако если судороги возникли из-за поражения центральной нервной системы, лечением патологии должен заниматься невролог. Избавиться от заикания, вызванного психотравмирующей ситуацией, поможет психолог. В основе лечения от заикания лежит восстановление нормального функционирования речевого круга, в особенности торможение центра Брока.
Лечение от заикания включает в себя целый комплекс методик:
- медикаментозную терапию;
- иглоукалывание;
- выполнение логопедических упражнений;
- дыхательную гимнастику;
- гипноз и другие.
Все эти методики направлены на решение разных проблем. В частности, гипноз позволяет выявить глубинные причины патологии. Однако для лечения малышей этот метод не применяется.
Специальных медикаментов для лечения заикания не существует. Обычно медикаментозную терапию назначают только в качестве дополнительного лечения. Больному могут назначить следующие группы препаратов: транквилизаторы, ноотропные медикаменты, успокоительные средства, противосудорожные и гомеопатические таблетки.
Свою эффективность в избавлении от заикания показал точечный массаж. Он применяется в качестве успокаивающего метода воздействия.
Дыхательная гимнастика предусматривает формирование нормального речевого дыхания. Ребенок учится делать правильный удлиненный вдох, что позволяет ему запастись достаточным количеством воздуха для произнесения длинной фразы. Компенсировать дефекты речи помогут логоритмические занятия, которые предусматривают пение, мышечную релаксацию, артикуляционные упражнения, дыхательную гимнастику.
Огромное значение в лечении заболевания играет помощь родителей. Родителям необходимо набраться терпения и стараться соблюдать следующие рекомендации, которые помогут малышу избавиться от дефекта речи:
- Правильное общение. Нужно стараться разговаривать с ребенком спокойно, плавно, не спеша, выговаривать четко все слова. Желательно задавать ребенку вопросы, на которые он сможет дать простой ответ.
- Режим дня. Ребенку поможет справиться с болезнью полноценный сон (не меньше 8 часов), а также исключение в вечернее время компьютерных и активных игр.
- Правильное питание. Родителям стоит следить за рационом ребенка. В нем должна преобладать молочная и растительная пища. Ограничить необходимо сладости, соленые, жареные и острые продукты.
- Соблюдать охранный речевой режим. На ранних этапах лечения родителям стоит давать ребенку только знакомые ему книжки, не просить его пересказывать прочитанное или учить стихотворения. Оставить все эти занятия лучше на более поздний срок.
Взрослым пациентам гораздо сложнее избавиться от недуга, чем детям. Потребуется кропотливый труд и четкое соблюдение всех рекомендаций врача. Больной должен регулярно выполнять логопедические упражнения, вести дневник своих выступлений, а также стараться почаще проявлять инициативу в общении, чтобы избавиться от страха и чувства неполноценности из-за своего дефекта речи.
Какие существуют методы коррекции?
Самая первая методика преодоления заикания разработана Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау. Авторы взяли за основу уровень овладения самостоятельностью в речевой деятельности.
Одновременно проводятся занятия по отработке чувства ритма и музыкальных упражнения, а также разъяснительные беседы с родителями.
Н.А.Чевелева предложила устранять признаки логоневроза в процессе практической деятельности ребенка. Методика заключается в том, что дети постепенно переходят от наглядных форм речи к отвлеченным. Высказывание строится на основе наглядной ситуации (например, изготовление поделки).
По мере усложнения ручной деятельности, увеличения числа элементов работы усложняется и речь:
- Сначала ребенок учится слышать правильную речь.
- Затем наступает время сопровождающей речи. Дети комментируют свои действия по изготовлению поделки.
- Завершающую речь дети отрабатывают при описании уже готового изделия.
- Предваряющей речи заикающиеся учатся, когда рассказывают о своих намерениях.
- Закрепление навыков самостоятельной речи. Здесь детям предстоит рассказать обо всем процессе изготовления поделки, ответить на вопросы логопеда.
Эта методика подходит для занятий как с дошкольниками, так и с младшими школьниками.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Упражнения гимнастики для артикуляционного аппарата тренируют мышцы ротовой полости. Гимнастический комплекс включает разработку языка, губ, подвижности щек, глотки и неба.
Рекомендуется выполнять гимнастику перед зеркалом, чтобы контролировать правильное положение органов речи. Упражнения нужно выполнять регулярно.
Дыхательная гимнастика помогает поставить длительную воздушную струю и правильное речевое дыхание.
Развитие речевого дыхания при заикании, видео-урок:
Логоритмические приемы
Логопедическая ритмика помогает преодолевать нарушения речи с помощью развития двигательных навыков ребенка в сочетании со словесным и музыкальным сопровождением.
Идея логоритмических упражнений основана на том, что все жизненные процессы имеют свои ритмы. Ритмические движения активизируют мозговую деятельность.
Логопедический массаж
Массаж проводят перед всеми другими мерами логопедического воздействия. Массажные движения охватывают не только ротовую полость, но и область головы, шеи, плечевого пояса.
Существует две техники логопедического массажа – сегментарная и точечная. Первый включает такие движения, как поглаживания, растирания, разминания, вибрация.
Точечный массаж основан на действии биологически активных точек. Нажатие на них вызывает рефлекторный ответ в определенных органах и мышцах.
Прогноз при заикании
Прогнозировать исход заболевания достаточно трудно, поскольку спровоцировать его могут самые разные факторы. Далеко не все они легко и быстро устраняются. Во многом прогноз заикания зависит от его формы и возраста пациента. Доказано, что чем моложе пациент, тем у него больше шансов на полное выздоровление. Однако дети, заболевшие из-за врожденных особенностей речевого аппарата, имеет все же низкие шансы на выздоровление.
На исход болезни влияет также тип течения. В частности, дыхательные судороги лечатся относительно легко, а клонические формы болезни проходят быстрее тонических. Наиболее благоприятным возрастом для лечения патологии считается 3-5 лет. Тяжелее всего избавиться от заикания детям от 12 до 17 лет. В логопедии зафиксированы также случаи рецидивов заболевания при воздействии неблагоприятных факторов.
Профилактика заикания
В логопедии принято выделять две группы методов профилактики заболевания: укрепление иммунитета ребенка и организация его речевого развития. Для поддержания и укрепления здоровья малыша крайне важно соблюдение режима дня, полноценное питание, физическая активность, правильная гигиена. Чтобы нервная система функционировала правильно, необходимо защищать ее от лишних перегрузок и следить за нормальным режимом сна и бодрствования.
Речевое развитие малыша должно быть направлено на расширение его кругозора, представлений о предметах и явлениях, окружающих его. Важно также, чтобы ребенок научился правильному произношению звуков, темпу речи и ее ритмике. Избежать заикания можно также за счет профилактики запинок речи, обучению малыша говорить плавно и логично высказывать свои мысли.