Как малыш расположен в утробе головкой вниз. Как узнать где у ребёнка попа, а где голова

На первом году жизни происходит интенсивное двигательное развитие, которое способствует созреванию коры головного мозга. Поэтому чем больше вы будете заниматься с малышом, тем больше у вас шансов вырастить вундеркинда. Следует заботиться о своевре-менной стимуляции эмоционального общения, развитии зрительного восприятия, слухового восприятия и понимания обращенной речи.

В первый месяц

жизни сгибательные мышцы малыша еще находятся в повышенном тонусе, и движения его ограничены. Только на третьем месяце напряженность мышц уменьшается, начинается их развитие, которое, впрочем, происходит неравномерно. Вначале зрелыми становятся мышцы шеи. Это проявляется в способности малыша, лежа на животе, приподнимать и короткое время удерживать головку. Постепенно своей функциональной зрелости достигают мышцы туловища, ног и рук. В это время малыш уже реагирует на звук, поворачивая голову, а также совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног в положении лежа на спине.

Двухмесячный ребенок

еще продолжает лежать, свернувшись, как в утробе матери. Мускулы его время от времени непроизвольно подергиваются. Ножки не выдерживают никакой нагрузки. Руки плотно сжаты в кулачки, он еще не может держать погремушку, но уже способен крепко держать голову, свободно ее поворачи-вать, а при выкладывании на живот — опираться на предплечья и энергично двигать то одной, то другой ножкой.

К началу третьего месяца

конечности ребенка постоянно расслабляются. Он поднимает голову на 45°, покачивает ею, когда кто-нибудь поддерживает его в положении сидя. Непроизвольное подергивание мускулов наблюдается реже. Кулачки малыша частично раскрыты, он активно «молотит» руками. К концу третьего месяца он уже пытается протянуть руку и что-нибудь схватить. Малыш захватывает предмет, который касается его ладони или пальцев, сжимает и разжимает игрушки или другие вещи, которые вы даете ему в руки, и следит за движениями своей руки.

В конце третьего

— начале четвертого месяца ребенок уже начинает поднимать голову из положения лежа на спине, пытается переворачиваться со спины на бок, а лежа на животе, твердо опирается на локти и предплечья и даже приподнимается.

Лежа на спине, ребенок способен подолгу рассматривать свои руки. Если ему дать погремушку, он с удовольствием ею трясет.

В четыре месяца

ребенок лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом. Конечности малыша уже могут свободно распрямляться: он трясет вложенной в руку погремушкой, делает «велосипед» и другие движения в свободном стиле. Лежа на животе, поднимает голову, исследует обстановку. Недолго может опираться на ножки. Прямо держит голову, когда кто-нибудь поддерживает его в вертикальном положении. Переворачивается со спины на бок.

В 4,5 месяца в положении лежа на спине, увидев предмет, тянется к нему, хватает двумя руками и тянет его в рот.

К началу пятого месяца

ребенок уже многое умеет. Лежа на животе, малыш свободно приподнимает туловище, опираясь на ладони вытянутых рук, легко и

быстро переворачивается со спины на живот. Он ровно и устойчиво перебирает ногами («танцует»), когда его держат за туловище. Улучшается и координация движений. Ребенок направляет руки точно к предмету, который его заинтересовал. Вначале он берет игрушку двумя руками, затем старается удерживать ее одной. Ребенок теперь не только крепко держит игрушку, но внимательно и сосредоточенно ее рассматривает. В пять месяцев малыш уверенно стоит с поддержкой, сидит, опираясь на руки. Отдыхает на локтях, с легкостью переворачивается с живота на спину. Тянется к предметам двумя руками. Собирает подвешенные игрушки. Заинтересованно играет с одеждой, хватает материнскую грудь.

В шесть месяцев

ребенок точно схватывает нужные предметы, перекладывает их из одной руки в другую, трогает и поглаживает пальцем поверхность игрушки. В этот период малыш уже может удерживать положение сидя, крепко держась за пальцы взрослого; с помощью взрослого сесть, опираясь на выпрямленные руки и приподнимая туловище; сидеть, опираясь на подушку. Он встает, держась за опору. Переворачивается с живота на спину и обратно. Раскачивается, лежа на животе («самолетик»). Приподнимается, отрывая грудь и часть живота от пола. Брыкается. Вытягивает шею, чтобы лучше видеть.

Шестимесячный ребенок, лежа на животе, способен опираться на одну руку, дотягиваясь другой до игрушки. Находясь в манеже, он уже может подползать к заинтересовавшему его предмету. При одинаково активной правой и левой руках малыш берет только одну из двух протянутых игрушек, однако если ему вложить в незанятую руку другую игрушку, он будет держать и ее. Лежа на спине, малыш с увлечением играет со своими ногами, при этом голова его приподнята. Осмысленно перекладывает игрушки из руки в руку, заталкивает их в рот. Начинает играть с кубиками.

К концу седьмого месяца

малыш уже отлично ползает, крепко и ровно стоит при поддержке взрослого. Подтянувшись за пальцы взрослого или за стенки кроватки, он уже может садиться и сидит — правда, еще неуверенно.

Если у ребенка в руках игрушка, то он уже не просто хаотично размахивает ею, а, удерживая ее, вращает кистью, целенаправленно ударяет игрушкой об окружающие предметы, перекладывает из руки в руку, внимательно рассма-тривает. В положении лежа на животе может удерживать собственный вес на одной руке, а второй тянуться за каким-либо предметом.

В 7—8 месяцев

ребенок встает на четвереньки, из положения лежа на спине умеет садиться, а сев — выпрямляться и наклоняться.

Восьмимесячный

ребенок устойчиво сидит, пытается встать, придерживаясь за стенки манежа, стоит с поддержкой за руки, ползает. Он рассматривает игрушки, людей и произвольно переводит взгляд с одного предмета на другой.

В девять месяцев

ребенок из положения си-дя может встать, держась за перила кроватки. К концу девятого месяца ребенок уверенно и быстро ползает на животе вперед и вокруг себя, подолгу сидит, при поддержке за обе руки (иногда за одну) хорошо стоит на всей ступне и даже может поднимать то одну, то другую ногу.

Десятимесячный ребенок

способен ползать на руках и коленях. В этом же возрасте он начинает стоять. Может взять предмет 3—4 пальцами. Держась одной рукой за опору или руку взрослого, малыш делает шаги по направлению к игрушке, самостоятельно сидит на стуле.

В одиннадцать месяцев

ребенок подолгу ходит при поддержке за одну руку, самостоятельно стоит. В возрасте 9— 11,5 месяцев малыш играет двумя руками, перекладывает предмет из руки в руку. В захватывании предмета участвуют большой палец и кончики остальных.

В 12 месяцев

малыш уже уверенно стоит на ногах, ходит при под-держке за одну руку или самостоятельно.

Возможные отклонения в двигательном развитии

Первый месяц: находясь в вертикальном положении, ребенок не может удерживать голову в течение короткого промежутка времени.

Два месяца: находясь в положении лежа на спине, не способен приподнимать и удерживать головку. Движения рук и ног хаотичны и несимметричны.

Три месяца: в положении лежа на животе ребенок не способен удерживать голову в течение короткого времени. Не держит головку и в вертикальном положении. Во время бодрствования не рассматривает свои руки.

Четыре месяца: в положении лежа на животе не опирается на предплечья и не приподнимает туловище. Если лежащего на спине малыша поднимают, держа под мышки, его головка бессильно отклоняется назад. Находящийся в вертикальном положении и поддерживаемый под мышки малыш не упирается пальцами ног. Пять месяцев: приподнимаемый за руки из положения лежа на спине малыш не может твердо держать головку. Не умеет уверенно переворачиваться с живота на спину.

Шесть месяцев: не может из положения лежа на животе дотянуться и ухватить игрушку. Удерживаемый под мышки в вертикальном положении, не переставляет ножки, не «танцует».

Семь месяцев: при поддержке за руки малыш не пытается сесть из положения лежа.

Восемь месяцев: не ползает назад. Не стоит даже короткое время при поддержке за руки. Не способен держать между большим и указательным пальцами пуговицу или другой небольшой предмет.

Девять месяцев: находясь в положении лежа на животе, не поворачивается вокруг своей оси, не пытается ползти вперед. Неуверенно сидит, в этом положении не может повернуться вокруг своей оси. Не может самостоятельно пить из чашки.

Одиннадцать месяцев: не ползает на четвереньках. Не способен сидеть, вытянув ровно ножки. Держась за опору, ребенок плохо передвигается или не передвигается совсем. Двенадцать месяцев: не ходит при поддержке за руки.

Ребенок развивается из двух исходных положений:

1. Лежа на спине 2. Лежа на животе.

Сейчас мы подробно, по месяцам, рассмотрим двигательное развитие ребенка. В данной части статьи будут использоваться понятия лицевой и затылочной конечности. Сначала рассмотрим их и дадим им объяснение. Лицевая конечность — рука или нога, в сторону которой повернуто лицо ребенка (как правило, опорная конечность). Затылочная конечность — рука или нога, лежащая со стороны затылка ребенка. Нужно помнить, что при оценке двигательного развития ребёнка первого года жизни есть несколько аксиом:

1.Основная двигательная задача ребенка — это переход из горизонтального в вертикальное положение. 2.Любой координированный навык формируется сверху-вниз: голова-туловище-руки-ноги. Пока не скоординируется голова, ни о какой координации рук и ног не может идти и речи. 3.Внутри организма существует некая система координат, относительно которой оцениваются все движения — это продольная ось туловища. 4.99% информации о двигательном и функциональном состоянии ребенка мы получаем, оценивая позу покоя ребенка. Сначала смотрим на положение головы, потом туловища, потом оцениваем положение головы относительно туловища, затем смотрим на положение конечностей относительно туловища и потом оцениваем целиком. Причем, такую тщательную оценку необходимо проводить из двух положений: лежа на спине и лежа на животе.

Для развития ребенка из положения лежа на животе большое значение имеет центр тяжести, точнее, его местоположение. У новорожденного ребенка центр тяжести находится у верхнего края грудины (очень большая голова относительно туловища). У взрослого человека он находится в малом тазу. Что же влияет на постепенное перемещение центра тяжести вниз? Прибавка в весе. По мере того, как ребенок растет, прибавляет в весе, центр тяжести смещается вниз и, соответственно, идет уменьшение площади опоры.

0-1 месяц:

И.П. лежа на спине: голова повернута в сторону, туловище компенсаторно изогнуто, лицевая рука полусогнута перед лицом, затылочная рука полусогнута вверх, нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах. Это так называемая поза «полуфехтовальщика». Поза «фехтовальщика» является патологической, поэтому данную, физиологичную для ребенка этого возраста, позу мы называем позой «полуфехтовальщика» (так как она напоминает фехтовальщика в основной стойке). При повороте головы руки меняют свое положение (за счет рефлексов орального автоматизма). Не фиксирует взгляд (0 мес). Захват предмета «взглядом», т.е. взглядом хочет взять предмет, а рукой не может (конец первого месяца). И.П. лежа на животе: голова компенсаторно повернута в сторону, ось туловища компенсаторно изогнута, руки приведены к туловищу и максимально согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулачки, ноги согнуты в сагитальной плоскости (поджаты под себя). При этом, тазо-бедренные суставы не должны лежать на поверхности опоры. Если ноги в положении «лягушки» (распластаны) — то это считается признаком мышечной гипотонии, следует искать родовую травму шейного отдела позвоночника.

2 месяца:

И.П. лежа на спине: голова и туловище уже расположены по продольной оси, руки находятся в начальной фазе рефлекса Моро (в стороны, ладони вперед), ноги — пассивно-активное сгибание (активный компонент только начинает появляться). Если туловище отклонено от продольной оси, мы можем подозревать начальную фазу сколиоза. И.П. лежа на животе: голова и туловище — по продольной оси, центр тяжести смещается на середину грудины, руки опираются на предплечья, ноги согнуты в плоскости, промежуточной между фронтальной и сагитальной (так называемое сгибание с отведением в 45 градусов).

3 месяца:

И.П. лежа на спине: голова и туловище — по продольной оси, руки тоже «находят» продольную ось, ноги пассивно-активно согнуты (увеличивается активный компонент сгибания). Тянет обе руки в рот и обследует свое тело руками — грудь и живот до пупка. Захват предмета нецеленаправленный. Как же выглядит на практике нахождение руками продольной оси? Ребеночек начинает брать ручки в рот. А причина этому — основной мышечный стереотип движения, также относящийся к рефлексам орального автоматизма. Поэтому мы должны дать рекомендации маме — не «вынимать» руки изо рта, так как это является необходимым этапом его двигательного развития. И.П. лежа на животе голова, туловище — по продольной оси, центр тяжести — середина грудины, руки опираются на предплечья, ноги согнуты во фронтальной плоскости (сгибание с отведением), тазобедренные суставы ложатся на поверхность опоры (это так называемое положение Лоуренса 1). Это положение способствует правильному и своевременному формированию головки тазобедренного сустава.

4 месяца:

И.П. лежа на спине голова, туловище — по продольной оси, ребенок начинает заводить руку в пространство «противоположной» руки, ноги — в положении пассивно-активного сгибания (активный компонент продолжает нарастать). Ноги согнуты в суставах на 95°, стопы близко друг к другу; ребенок умеет поворачиваться на бок и обратно; обследует свое тело руками ниже пупка Постепенно ребенок начинает осваивать одной рукой пространство противоположной. Опираясь пятками на поверхность, поднимает таз и двигает им в разные стороны; Если заведение руки произошло раньше 4 месяцев (особенно, если данное положение фиксировано), то можно заподозрить какую-то неврологическую патологию. И.П. лежа на животе опора на предплечья, лучезапястные суставы и живот; ребенок может поднимать одну руку и тянуться к игрушке; захват четвертым и пятым пальцем кисти (обезьяний).

5 месяцев:

И.П. лежа на спине голова, туловище — по продольной оси, тянет руки в рот, сосет их, активно заводит обе руки в противоположенные стороны, ноги — полностью отсутствует пассивный компонент сгибания, ноги активно согнуты во всех суставах до 90 градусов. Обследует свое тело руками до колен, умеет перекладывать игрушку из одной руки в другую. И.П. лежа на животе голова, туловище — по продольной оси, центр тяжести смещается ближе к пупку. Руки опираются на кисти или лучезапястные суставы, ноги активно согнуты до 90 градусов, опора на голени — ребенок периодически принимает положения стоя а четвереньках. Таз при этом остается свободным. Предметы захватывает 2-5 пальцами кисти.

6 месяцев:

И.П. лежа на спине происходит отрывание попы от поверхности стола, ноги находят продольную ось. Каким образом? Ребенок тянет их в рот и сосет. Если ребенок раньше 6 месяцев перекрещивает ножки и фиксирует их в этом положении — признак неврологической патологии. Чем выше уровень перекреста, тем хуже прогноз. И.П. лежа на животе голова, туловище — по продольной оси, центр тяжести находится на уровне пупка. Опора на кисти и голени, таз находит точку опоры — таким образом, ребенок садится. Стоя на четвереньках, может поднять одну руку параллельно полу; захват предмета 2-3-им пальцами. Здоровый ребенок при условии его нормального развития садится из положения стоя на четвереньках, через поворот на бок или поворот на живот. Это считается физиологичным. Если ребенок к этому возрасту еще не сидит, при условии, что он во всем остальном не отстает в двигательном развитии (встает на четвереньки, ползает, встает), то это можно считать вариантом нормы. Ребенок имеет право сесть в самую последнюю очередь (например, шел, упал на попу — сел и научился сидеть). Сажать ребенка насильно, пока он не готов к этому, категорически запрещается. Нагрузка на позвоночник в положении сидя в сто раз сильнее, чем в положении стоя. Примером этому может служить лечение при компрессионных переломах. Допускается принятие положения «полу-лежа» на непродолжительное время (в случае кормления или в прогулочной коляске). Но если ребенка посадить в подушки и делать это регулярно, то в дальнейшем мы будем иметь проблемы с осанкой.

7 месяцев:

И.П. лежа на спине голова, туловище — по продольной оси, руки — во рту или заведены в пространство противоположенной руки, ноги — во рту или заведены в пространство противоположенной ноги. Таким образом, рука и нога заводятся в сторону, и ребенок осуществляет координированный (!) поворот на бок (1 фаза поворота) и на живот (2 фаза). Если ребенок раньше 7 месяцев поворачивается на бок и на живот, то такой поворот еще нельзя считать координированным и самостоятельным, и рассматривается как единичный случай (или ему активно помогает мама). Поза «садового гнома» (сидит на боку с опорой на прямую руку) фото 4; умеет поворачиваться с живота на спину; может взять предметы одновременно в две руки. И.П. лежа на животе уверенно стоит на четвереньках, раскачиваясь во все стороны; может ползать по-пластунски (на локтях, ноги при этом пассивно волочатся сзади).

Фото 4

7-8 месяцев:

И.П. лежа на животе ребенок активно учится ползать, причем начинает это делать уже после 6 месяцев. Сначала у ребенка прослеживается симметричный стереотип движения (вперед идет одновременно правая рука и правая нога). Затем он меняет свой стереотип движения на противоположенный — правая рука — левая нога. Как только произойдет смена стереотипа движения, для него это является пусковым моментом для вертикализации, и мы можем с точностью до нескольких дней «предсказать», что ребенок скоро встанет на ножки. Подъем руки, стоя на четвереньках больше 120°; захват предмета первым и вторым пальцами плоско (пинцетообразный захват).

9-10 месяцев:

И.П. лежа на животе ребенок подползает к опоре и встает. До двух лет ребенок в норме должен вставать через поворот на бок (это так называемое среднефизиологическое вставание), «рывком» из положения лежа в положения сидя и стоя встают только взрослые, которым уже свою спину «не жалко».

11-12 месяцев:

И.П. лежа на животе ребенок начинает ходить, причем двигательный стереотип ходьбы имеет симметричный характер — одновременно вперед «идут» правая рука и правая нога (он ходит, переваливаясь, как медвежонок). Это можно почувствовать, когда вы подставляете ребенку под его ладошки свои руки «помощи» — вперед «идут» одноименная рука и нога. Очень быстро этот двигательный стереотип меняется на асимметричный. Свободно встает у опоры из положения на четвереньках; держась за опору, делает шаги в сторону или, отпустив, одну руку может повернуться; ходит с поддержкой; захват предмета первым и вторым пальцами кругло (кольцевой захват).

12-14 месяцев:

Ходит без поддержки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Рекомендации к обучению малыша самостоятельной ходьбе: Мама стоит позади малыша, ее руки подставлены под ладошки ребенка (ручки ребенка согнуты в локтях под углом 90 градусов). Сначала ребеночек опирается поочередно на одну и вторую руку, как только мама почувствует, что ребеночек начал опираться только на одну руку — все, руки «помощи» можно убрать! Никогда не давать руки «сверху», никогда не использовать ходунки и другие приспособления, облегчающие жизнь мамам. Если ребенок учился ходить в ходунках, стременах и т.д. — он просто лишается навыка координированных движений (особенно это будет заметно при падении таких детей — они совершенно не умеют координироваться при падении с высоты собственного роста).

Ребёнок в ВОЙТА-терапии

Рефлекторное передвижение чрезвычайно действенно, но для младенцев и маленьких детей непривычно и утомительно, в связи с чем, эмоции выражаются во время лечения через крик. Понятным образом это вызывает раздражение у родителей и заставляет их предположить, что их ребёнку больно. Крик в этом жизненном возрасте является важным и адекватным средством выражения маленького пациента. Как правило, после короткого времени привыкания, крик не является таким интенсивным как в начале курса лечения, в подавляющем большинстве случаев при проведении регулярной терапии ребенок привыкает к данному воздействию и совершенно исчезает негативная реакция восприятия. Точное руководство ВОЙТА-терапевта даёт матери уверенность в лечении ребёнка в домашних условиях. ВОЙТА-терапия имеет положительное влияние на общую координацию ребёнка при наличии спонтанной моторики с расширением двигательных реакций в виде выпрямления, хватательной функции и в речи. При этом она стимулирует ребёнка к освоению окружающего мира. В области раннего лечения младенцев и детей ВОЙТА-терапевты интенсивно сотрудничают с педиатрами и врачами других специальностей, педагогами и психологами, логопедами и эрготерапевтами. ВОЙТА-ТЕРАПИЯ НЕ ВЫЗЫВАЕТ БОЛИ И НЕ ОКАЗЫВАЕТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ПСИХИКУ.

В Саратове и Саратовской области консультацию Войто-терапевта можно получить в клинике профпатологии и гематологии Саратовского медицинского университета.

Мы ждем Вас по адресу: улица 53 Стрелковой дивизии,6/9.

Проезд: троллейбус N2-а, маршрутное такси NN82, 59, 103, 110 до остановки «2-я Горбольница» или маршрутное такси N105, 42 до остановки «Академия права»

Это наиболее часта причина беспокойства малышей. В возрасте от 2 недель до 3 месяцев у многих деток бывают функциональные нарушения со стороны ЖКТ: ребенок кряхтит, натуживается, иногда плачет; периодически бывает разжиженный зеленоватый стул с белыми комочками или запоры, выражено вздутие живота. Жаль, что и укропная вода вам не помогают. (Не тратьтесь тогда и на «Хеппи-Бэби» и «Бэби-Калм (бейби-калм) — это все аналоги по составу: все они сделаны на основе фенхеля (аптечного укропа). Можно заварить обычный настой цветов ромашки аптечной и поить ребенка, начиная с нескольких капель и заканчивая чайной ложкой. Некоторым детям помогает мизерное количество — буквально несколько крупинок, растворенных в молоке или смеси. Уже не раз я приводила на сайте рецепт, который когда-то вычитала в журнале и который очень хорошо зарекомендовал себя у малышей: СБОР ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ (Авторы – Косов В.А., Ермолин С.И. и др., Центральный клинический военный санаторий «Архангельское»; был опубликован в «Военно-медицинском журнале» №9, 1996 г., стр. 53-56) лекарственная, корень – 2 части Ромашка аптечная, цветы – 2 части Мята перечная, лист – 1 часть Малина обыкновенная, плоды – 2 части Все компоненты смешать в указанных пропорциях. Авторы рекомендовали дозировать сбор КАПЛЯМИ, но он настолько приятен и полезен, что дети охотно пьют его в больших дозах (в вашем возрасте начинают вводить с капель и увеличивают до чайной ложечки). 1 столовую ложку смеси заварить 1 стаканом кипятка в термосе, настаивать 2-6 часов (или ночь). Курс лечения – 1 месяц. Всегда немного опасаюсь назначать малину малышам — у них часты аллергические реакции на краситель, придающий фруктам и ягодам красный цвет. Для аллергиков даже советую этот компонент сбора исключить; и без него сбор прекрасно «работает». Назначала его не раз. Если уж и он не поможет, можно попробовать современный пробиотик симбитер или БАД примадофилус. Я бы еще добавила массаж животика, гимнастику (движения ножками типа «велосипед»); стала бы чаще выкладывать ребенка на живот и стимулировать подъемы верхней части туловища. Наши бабушки и родители, кроме укропной воды, активно использовали газоотводную трубку — никому от этого хуже на стало. Она позволяет не только газы вывести, но и стимулирует опорожнение кишечника. И, наконец, если малыш лучше чувствует себя на животе — укладывайте его в этом положении почаще (и к себе на живот, и даже на период сна в кроватке. Многие дети любят спать на животике — в этом положении меньше выражено вздутие живота. Проследите только, чтоб рядом не было пуховой подушки или пышного одеяла, которое могло бы мешать дыханию ребенка — хотя в полтора месяца он уже способен приподнять голову и повернуть ее, если что-то будет мешать). Удачи!

Если Вашему крохе исполнилось пять месяцев, то не лишним будет ознакомиться со свойственными данному периоду возрастными нормами.

Как определить расположение плода самостоятельно по толчкам

Кроме точного определения положения ребенка с помощью узи, можно попробовать самостоятельно узнать, где находится плод.

Делать это необходимо аккуратно, чтобы не повредить части тела малыша. Один из способов определения – толчки, которые совершает кроха, двигаясь.

Как правило, малыш отталкивается от стенок руками и ногами, поэтому будет несложно понять, где находится его голова.

Каждая мама может ощутить положение спины малыша, просто проведя рукой по животу. Также можно прочувствовать упирающиеся ножки, а в самом низу ощущается некая выпуклость – голова плода.

Данный период характеризуется толчками рук в области крестца или мочевого пузыря. Именно с помощью толков реально определить приблизительное расположение ребенка.

  1. Нахождение малыша в утробе головой вверх будет характеризоваться регулярными толчками над лоном. Там, где находятся паховые складки, движение будет ощущаться наиболее всего.
  2. Поперечное расположение характеризуется необычайно широкими размерами живота. Женщина может чувствовать боль в пупочной зоне из-за ее растяжения. Также болезненные ощущения возникают при разгибании головы малыша или при шевелении ножками.
  3. Головное расположение предлежащей части считается наиболее распространенным. При этом малыш будет давить на область нижних ребер мамы.
    Такое явление происходит на конечных сроках беременности. Если провести ладонью по передней брюшной стенке, можно ощутить головку ребенка.
  4. Слишком низкое предлежание будет сопровождаться резкими движениями головы малыша, при этом мама будет ощущать позывы к мочеиспусканию чаще, чем обычно.
    Похожие записи

Может ли мама самостоятельно определить положение будущего малыша у cебя в животике? Да, и это не так уж сложно! А научиться полезно: ваши разговоры с животиком станут содержательнее и, если нужно, вы даже сможете уговорить кроху перевернуться!

Во время беременности рано или поздно (обычно ближе к 40 неделе) на занятиях по подготовке к родам будущие мамы задают вопрос: «Можно ли самой понять, как лежит в животе ребенок?» И с интересом знакомятся с методикой Belly Mapping или «Карта живота», которую придумала американская акушерка Гейл Талли. С ее помощью любая мама в любое время может сама определить положение малыша. Понадобятся немного любопытства, пара дней для наблюдений, лист бумаги и ручка.

Почему нельзя начинать рано усаживать

Все дети рождаются с не окончательно сформированным позвоночником. Он не способен изгибаться, как у взрослого человека. К тому же, мышцы спины должны

  • поддерживать осанку
  • и не позволять позвоночнику изгибаться слишком сильно.

У новорожденного ребенка нет такого развития мышц.

При преждевременных попытка сажать у мальчика может повредится позвоночник, неудержимый вес будет давить на внутренние органы нарушая их работу и развитие.

Укрепление мышц мальчика происходит несколько месяцев его жизни. Насколько незначительными вам бы не казались

  • движения ручками и ножками
  • попытки поднять и держать голову
  • и переворачивания с животика на спинку (или наоборот),

но все это укрепляет мышечную систему и готовит малыша к первым попыткам усаживания.

Вопреки распространенному мнению, раннее усаживание мальчика никак не влияет на развитие половых органов. Многие утверждает обратное, но при написании данной статьи я проконсультировалась с практикующим педиатром и она мне подтвердила, что на половую систему никак не влияет. Может влиять только, если вес ребенка будет давить на внутренние органы, в то числе и на органы половой системы.

Подготовка

Нарисуйте большой круг и поделите его на 4 части. Это ваша заготовка для карты живота. Верх круга — это верх вашего живота, там находится (как ни странно!) дно матки, а низ круга — это лобковая кость. Лево и право меняются местами, как в зеркале: ваш левый бок на картинке будет справа, и наоборот. Теперь начинайте отмечать свои ощущения и шевеления малыша.

Акушерки знают, что положение ребенка в животе очень влияет на течение родов. Например, когда малыш находится в заднем виде (спиной к спине мамы и ручками-ножками к маминому животу), роды дольше, интенсивнее по ощущениям для женщины и чаще начинаются сразу с сильных схваток, но без быстрого раскрытия шейки матки.

Плюсы сна на животике

Когда малыш спит на животе, приподняв попу, это благотворно влияет на нормально развитие тазобедренного сустава. Кроме того есть и другие очевидные плюсы такой позы:

  • Ребеночка в положении на четвереньках не так часто мучают кишечные колики. Пока он спит на четвереньках, газы отходят лучше, за счет массажа коленками. Весь желудочно-кишечный тракт начинает работать более активно. Некоторые малыши меняют свое привычное положение именно на сон с подогнутыми ножками именно, когда младенца мучают колики. Поэтому при смене привычной позиции на положение на четвереньках родителям стоит обратить внимание на работу ЖКТ.
  • По данным статистики и большинства специалистов, младенцы, спящие на четвереньках, по возрасту держат головку раньше и более уверенно.
  • Если ребенок срыгнет, то нет опасности, что он захлебнется. При попадании срыгиваний в дыхательные пути есть риск возникновения абсцессов, асфиксии, аспирационной пневмонии.
  • Ребенок меньше двигает ручками, что способствует крепкому и здоровому сну.
  • Лучше происходит кровоснабжение головного мозга.
  • Младенец не задирает голову в связи с младенческим гипертонусом.

Будить и переворачивать младенца не стоит. Просто родителям нужно прислушаться к дыханию. Если младенец не стонет, не кряхтит, а сон глубокий и дыхание ровное — не нужно трогать малыша. Потом будут проблемы с его засыпанием.

Плюсы сна на животике
Плюсы сна на животике.

Где бьется сердечко?

На приеме у врача женщины узнают базовые вещи: головное предлежание или тазовое, где прослушивается сердцебиение. Если внизу живота, то малыш лежит головой вниз, если вверху — головой вверх. Помните, что после 30 недель около 15 % детей находятся в тазовом предлежании, а остальные уже приготовились на выход и заняли правильное головное предлежание, так что, скорее всего, голова вашего крохи уже внизу. Некоторые мамы легко ориентируются в положении малыша: самая выпирающая и твердая часть — это обычно спина, а дальше при определенной настойчивости можно прощупать, что там еще: голова (большая и твердая штука) или ноги и попа (кстати, попка у вашего младенца совсем крошечная и мягенькая). На своей карте нарисуйте сердечко в том сегменте, где оно прослушивается. Это верхняя часть спины малыша. Соответственно, напротив будет голова. Если вы совсем не знаете, где было сердцебиение, — просто переходите к следующему шагу.

Ребенок сидит: почему нельзя торопиться?

Когда ребенок сидит, круглая спинка и падения на бок предупреждают родителей о том, что мышцы спины еще не готовы. Поэтому таких детей требуется высаживать с поддержкой спины и лишь на наклонную поверхность (к себе на колени, в стульчик с наклоном спинки 30º).

Если пытаться посадить малыша со слабой спиной вертикально, можно получить не раннее развитие, а ранний сколиоз или другие заболевания позвоночника.

Текст: Елена Бабурова, консультант — Сергей Васильев, педиатр, врач высшей категории

Где головка малыша?

Многие женщины различают несколько видов шевелений. Одни очень нежные и слабые, словно кто-то щекочет внутри, как будто бабочка крылышками машет. Они почти незаметны, и обычно это ручки. Если такие шевеления чувствуются в передней части живота, то, скорее всего, малыш лежит головой вниз и его спина повернута к спине мамы (то, что называется «в заднем виде»). Более заметные толчки, пинки и даже болезненные тычки (под ребра — у тех, чей ребенок лежит головой вниз) — так обычно кроха пинается ножками. Если внизу живота, у лобковой кости, кто-то сильно копошится, скорее всего, это не руки, а ноги малыша в тазовом предлежании. Иногда шевеления заметны маме сразу во всех сегментах. Так бывает, когда кроха повернут спиной к спине мамы и руками-ногами наружу. Нанесите на карту два вида шевелений: в каком сегменте они ощущаются?

Shutterstock/Fotodom Ukraine

Когда новорожденный начинает держать головку: 4 месяц

Сейчас он уже научился опираться на предплечья – все чаще Вы видите любопытное личико, изучающее комнату из положения, приподнявшись на руках лежа на животе.

Теперь мама знает, во сколько месяцев ребенок держит голову и понимает, что волновалась напрасно. Развитие ребенка индивидуально. Значительное отставание или опережение может говорить о проблемах со здоровьем. Например, если месячный малыш уже держит голову – стоит посетить невролога, ведь такое раннее достижение является симптомом внутричерепного давления.

Где спинка, ручки и ножки?

Обычно живот с этой стороны более круглый и ровный, а выпуклость часто заметна не только маме, но и близким. Эта выпуклость — спинка малыша. А руки, ноги и живот — с другой стороны. Нанесите на карту линию, которая обозначает округлость спины. Теперь можно подписать все обозначения: спинка, голова, руки, ноги.

Чтобы разобраться с положением крохи, можно взять куклу или игрушку размером с младенца и приложить к животу. Глядя на карту и помня свои ощущения, попробуйте расположить пупса так, чтобы руки-ноги-голова-спина оказались на своих местах. Вниз головой или вверх? Руками и ногами влево, вправо, наружу или внутрь маминого живота? Чаще всего детки лежат спиной к левому маминому боку, но бывают и другие варианты. На какой больше всего похож ваш?

Почему я ничего не нахожу?

Иногда вашего любопытства и наблюдений все же недостаточно, чтобы научиться рисовать свою карту живота. Важен фактор времени. До 7–8-го месяца определить положение малыша может быть сложнее из-за его подвижности и небольшого размера. Ближе к родам плацента по передней стенке, большое количество вод или большая жировая прослойка в области живота могут затруднить считывание сигналов. Тогда стоит попробовать первый раз сделать карту вместе с акушеркой, а потом ориентироваться на свои ощущения.

Shutterstock/Fotodom Ukraine

Что делать дальше?

Гейл Талли предлагает мамам, которые обнаружили, что ребенок еще не занял оптимальное положение в животе (головой вниз, спинкой вперед к маминому животу или к левому/правому боку), уговаривать его перевернуться и делать специальные упражнения для расслабления и баланса мышц, которые поддерживают матку, обратить внимание на свой образ жизни:

  • стараться больше сидеть на корточках (опираясь на пол полной ступней);
  • сидеть, наклонившись немного вперед или с прямой спиной;
  • во время работы за компьютером или просмотра фильмов не отклоняться назад, например, расположившись на слегка сдутом фитболе (так он устойчивее).

В качестве необычных методов: поднести включенный фонарик к животу (малыш будет тянуться к свету) или расположить наушники с музыкой (юный меломан может перевернуться, чтобы лучше слышать).

Кроме того, занимайтесь йогой для беременных, больше гуляйте и танцуйте: это помогает сохранить подвижность таза и укрепить мышцы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

.

Большинству будущих мам очень интересно, как же ребенок располагается у них в животе. Чем ближе роды, тем более важной будет эта информация для хода родов. При некоторых вариантах предлежания, например, противопоказаны роды через естественные родовые пути. Да и при тазовом предлежании за них тоже не каждый врач или акушерка возьмутся. Вы можете спросить про положение ребенка на приеме у врача, но иногда следующего приема ждать так долго, а знать хочется так сильно, что можно попробовать вычислить положение малыша самостоятельно. Это не так сложно, как может показаться, и точно является хорошим способом узнать своего ребенка получше.

Пытаться определить положение ребенка в животе имеет смысл после тридцатой недели. Чем больше срок, тем понятнее вам будет, как он лежит, так что если у вас не получается, попробуйте еще раз через неделю — попытка может оказаться успешной!

1. Где бьется сердце?

Самый простой способ «найти» ребенка — узнать, где лучше всего слышно его сердцебиение. Вам понадобится обычный стетоскоп, немного терпения и удачи. Начните слушать с нижнего левого сегмента живота — там слышно сердцебиение у большинства «вставших на место» младенцев. Ваша цель — поймать звуки с частотой 120-160 ударов в минуту. Можете не ограничиваться передней поверхностью живота — при некоторых положениях сердце лучше всего слышно, если прикладывать стетоскоп к вашему боку. Лучше всего сердцебиение слышно там, где находится верхняя часть спинки малыша.

Этот способ будет вам очень полезен, если нужно понять, перевернулся ли малыш к родам из тазового предлежания в головное. Находите место, где сердцебиение детеныша слышно лучше всего, и каждый день, выполняя упражнения, которые должны помочь ему перевернуться, смотрите, меняется ли это место. При тазовом предлежании оно будет выше, чем при головном.

2. Belly Mapping — карта живота.

Это авторский метод акушерки Gail Tully (Гейл Талли) из США. Тем, кто читает по-английски, будет интересно сходить вот сюда: . Этот метод позволяет самостоятельно, без помощи УЗИ, определить положение ребеночка в животе, и ему мы обучаем на наших занятиях. Вкратце, суть его такова. Сначала нужно понаблюдать за движениями ребенка (какие они вообще у него встречаются, и в какой части живота вы их ощущаете). Потом, находясь в положении лежа или полу-лежа, прощупать малыша пока матка находится в расслабленном состоянии. В результате вы сможете сделать «карту» живота, на которой можно будет отметить следующее: — где вы ощущаете самые сильные пинки (это ноги), — где вы ощущаете легкие шевеления небольшой амплитуды (скорее всего это руки), — где находится большой выпирающий участок, похожий на голову (это попа), — с какой стороны живот более твердый и ровный (там находится спинка ребенка), — где врач в последний раз слышал сердцебиение ребенка (там находится верхняя часть спинки ребенка).

Как отличить головное предлежание от тазового?

Вы в любом случае почувствуете выпирающую часть ребенка сверху. Но от головы отходит только шея и спина, а от попы — еще и ноги, которые можно нащупать, если быть настойчивым. Кроме того, можно вспомнить о том, где врач в последний раз нашла звук сердцебиения — если снизу, то малыш лежит головой вниз, а если сверху — то попой.

На что можно обратить внимание?

Многие специалисты обращают внимание на то, куда обращена спина малыша — по направлению к спине мамы, или к ее животу? Это может быть важным, потому что если большую часть времени в последние месяцы перед родами малыш лежит спиной по направлению к маминой спине (это называется «задний вид»), то скорее всего он будет начинать рождаться из этого положения, а в этом случае роды могут быть более болезненными для мамы, более длительными, и с большей вероятностью могут закончиться кесаревым сечением. Поэтому если при ощупывании вы никогда не можете найти спинку ребенка (это говорит о том, что она обращена по направлению к вашей спине), имеет смысл посмотреть, можно ли уговорить ребеночка перевернуться. Говорят, что из-за того, что спина — более тяжелая часть ребенка по сравнению с руками-ногами, она обычно сама стремится повернуться вниз. В последние десятилетия женщины стали вести гораздо менее подвижный образ жизни и очень много времени проводят полу-лежа или полу-сидя, так, что сила тяжести притягивает спинку ребенка вниз, то есть к спине мамы. Этому можно помешать, если мама чаще будет принимать положения, в которых сила тяжести будет тянуть спинку малыша по направлению к животу (это любые прямые положения и позы, в которых корпус мамы наклоняется вперед, плавание тоже подходит) и вообще будет более активно двигаться.

Иногда, чтобы «почувствовать» положение ребенка, маме бывает нужно увидеть, как ребенок в принципе может лежать в животе. Вот иллюстрация, с которой можно сверяться:

Почему я ничего не могу почувствовать?

Иногда «посмотреть» таким образом на ребенка может быть сложно. В случаях, если околоплодных вод очень много, или если плацента прикреплена к передней стенке матки, или если мама пухленькая, и через жировую прослойку сложно что-нибудь почувствовать, руки будут «видеть» хуже. Если от попыток все время напрягается матка, лучше их не предпринимать — все равно никакой достоверной информации получить не удастся. Лучше всего ребенок ощущается в последние два месяца беременности. Естественно, профессионалы могут очень быстро определить положение ребенка. Но у мам есть одно преимущество — они могут делать это гораздо чаще, ведь ребенок всегда под рукой. Как правило, за одну-две недели попыток практически любая мама может научиться определять положение ребенка, если ей ничто не будет мешать.

Потом, когда малыш родится, его тело будет вам гораздо более знакомым, и вы сможете держать его с большей уверенностью. Да и во время беременности гораздо более приятно ощущать шевеления ребенка, когда знаешь, чем он их совершает — где ножка, где ручки, где попка, и т.п. И на вопросы «как он там?» отвечать одно удовольствие — «С ним все хорошо, он движется как обычно, сегодня с утра неcколько раз вытягивал ноги, лежит головой вниз, вот у него спинка, и т.д.»

Расположение ребенка в матке изменяется в зависимости от гестационного возраста. В первом и во втором триместрах беременности плод еще небольшой, количество околоплодных вод велико, а матка имеет форму шара. Поэтому малыш двигается и переворачивается в утробе свободно.

Постепенно ребенок растет и, начиная с 7 месяца беременности, он принимает константное положение, которое сохраняется до самих родов.

В каких ситуациях может появиться боль?

Кокцигодиния является результатом расхождения тазовых костей во время родов. Болит копчик зачастую при следующих обстоятельствах:

  • при дефекации;
  • при резком подъеме после длительного нахождения в состоянии покоя;
  • в положении лежа на спине;
  • при сидении.

В редких случаях родовой процесс провоцирует перелом копчика. Патология сопровождается резкими постоянными болями, которые ограничивают движение. Ухаживать за ребенком в этой ситуации тяжело, ведь женщина не может сидеть и долго ходить, ей больно. Перелом сложно перепутать с вывихом из-за характера боли. В этом случае нужно немедленно сообщить лечащему врачу о дискомфорте.

Расположение плода в животе по неделям беременности

На 16 неделе беременности плод еще довольно мал: от макушки до ягодиц его длина 11 см, а вес – в пределах 80-110 гр. В этот период развития малыш может свободно плавать в околоплодных водах – в матке для него еще предостаточно места. Ребенок постоянно движется в матке – потягивается, шевелит конечностями, стоит гримасы, изгибается, потягивается.

Расположение плода на 16 неделе беременности постоянно изменяется, ведь у него есть возможность свободно двигаться и переворачиваться.

С течением беременности размер ребенка увеличивается и пропорционально этому уменьшается его свободное пространство в матке. В итоге ребенок занимает окончательную позицию, в которой и находится, ожидая роды.

Как определить расположение плода? Женщина может понять положение ребенка, пальпировав матку и нащупав спинку ребенка. Прослеживая ладонью его спинку можно нащупать бугорок – ягодицы. С другой стороны можно нащупать ножки. Голова опущена вниз и ощущается как твердая выпуклость.

Проще всего проводить исследование на расположение плода в животе, когда малыш активничает.

Иногда бывает сложно понять, как определить расположение плода и чем является ощупываемый бугорок – ягодицами или головой, в этом случае можно попросить врача определить положение плода.

Еще нюанс: если бугорок является ягодицами, то двигая его, передвигается все тело малыша; если, наоборот, это голова, значит, она будет погружаться и всплывать при пальпации, а тело при этом не перемещается.

Акушерский поворот — как это происходит?

В современном мире есть множество способов, как повернуть малыша и изменить тазовое предлежание на правильное:

  • гимнастика при тазовом предлежании плода. Занятия по методикам Брюхова, Грищенко и других специалистов дают хорошие результаты. 95% малышей, после выполнения комплекса упражнений, занимают головное предлежание.
  • разговоры с малышом. Ребенок в животике у мамы начинает слышать уже с 20 недели беременности. Родители могут ласково поговорить с будущим потомком и попросить его перевернуться. Ежедневное 10-20 минутное общение с ещё неродившимся малышом дает возможность изменения его положения на правильное.
  • Если гимнастика и разговоры с малышом не помогли, есть ещё один способ поворота плода – внешний акушерский поворот по методу советского акушера – гинеколога Архангельского.

Если у женщины 37-38 неделя беременности, количество околоплодных вод в пределах нормы, наблюдается достаточная подвижность плода, нет аномалий в строении матки и нет признаков обвития пуповины, то она может воспользоваться процедурой акушерского поворота. Процесс внешнего поворота проводится обязательно в больнице, в стационаре. Беременная ложится на кушетку, акушер, совершая плавные движения по животу женщины, постепенно переворачивает малыша в правильное положение.

Виды положений малыша в матке

В медицинской литературе описаны 3 вида предлежания, то есть отношения одной из крупных частей тела ребенка ко входу в малый таз:

  • Головное предлежание;
  • Поперечное предлежание;
  • Тазовое предлежание.

Головное предлежание – правильное расположение плода в утробе; вертикальное положение ребенка головкой вниз. Оно считается наиболее благоприятным, так как в этом случае головка ребенка проходит в первую очередь по родовому каналу, а тело рождается без затруднений и быстро.

Поперечное предлежание – положение малыша плечиком, а тазовое – ягодицами и ножками вниз. Тазовое предлежание определяется при осмотре врачом, а затем просматривается с помощью ультразвуковой диагностики. Если имеет место расположение плода в животе ягодицами и ножками вниз, то форма живота будет приближена к треугольной, а движения рук будут ощущаться в верхней части живота, а не в области мочевого пузыря.

Расположение плода по неделям разное, поэтому паниковать, если малыш не перевернулся вовремя, не стоит.

На 16 неделе беременности расположение плода тазом вниз имеет следующие причины: пороки развития у плода, многоводие и при этом повышенная подвижность ребенка; предлежание плаценты; узкий таз; маловодие; аномалии матки; пониженный тонус матки.

Не стоит впадать в панику, если у ребенка тазовое предлежание:

  • при современном уровне медицинских знаний беременность с таких предлежанием плода протекает совершено нормально;
  • родоразрешние возможно 2 способами, как естественным, так и оперативным.

Но выбор способа родоразрешения делает врач при комплексном осмотре и оценке показателей.

Первые недели

В первую неделю малыш представляет собой набор клеток, к седьмому дню будущий ребенок – комок из сотни клеток. Сейчас это называется зиготой. Причем с каждым днем клетки делятся больше и быстрее.

Вторая неделя – это еще не фактическая беременность, хоть будущий малыш и прикрепляется к стенке матки, сейчас идет вызревание фолликула, по прошествии этого этапа и будет решено, сможет женщина выносить ребенка или нет.

С третьей по двенадцатую неделю идет эмбриональный период, только на четвертой неделе девушка может заметить отсутствие месячных, некоторые изменения (сонливость, токсикоз, потеря аппетита и другие), связанные с беременностью. Теперь тест на сто процентов подтвердит факт беременности.

Как помочь ребенку принять головное предлежание?

Будущая мама может воспользоваться безопасными методами оказания влияния на ребенка, для того чтобы он принял наиболее комфортное положение – затылочное предлежание (то есть малыш лежит в утробе вниз головкой и лицом к спине матери).

Такое положение важно при естественном родоразрешении без медицинского вмешательства.

Довольно часто тазовое предлежание удается перевести в головное с помощью йоги для беременных. Такие упражнения становятся особенно эффективны в третьем триместре.

Позы йоги помогают занять ребенку правильное положение в утробе: максимальный эффект дают перевернутые позы (стойка на руках, голове, мост, полумост, березка) – они побуждают ребенка перевернуться. Но такие упражнения могут выполнять женщины исключительно с хорошей физической подготовкой, которые близко знакомы с йогой.

Позы йоги не могут навредить и перевернуть ребенка из правильного головного предлежания в тазовое: ребенок воспользуется смещением центра тяжести и станет инстинктивно двигаться лишь в том случае, если расположение в утробе неправильное. Плод стремится перевернуться и принять верное положение, а не наоборот, и именно при выполнении упражнений типа «мост» складываются самые благоприятные условия для переворота. При занятиях йогой переворот плода происходит в течение 7 дней. Если вы почувствуете в животе масштабное движение или «шум», скорее всего, малыш перевернулся. После этого можно удостовериться в результатах гимнастики, сделав УЗИ.

Если женщина находится в не очень хорошей физической форме, но желает помочь малышу перевернуться, она может применять следующие упражнение: приподнимать бедра выше головы на 25-30 см и лежать в таком положении несколько раз в день. Смещение центра тяжести среды ребенка будет способствовать изменению расположения плода на 16 неделе.

Так же беременная женщина может выполнять следующее упражнение: опираясь на колени и руки, нужно раскачивать тазом, и так несколько раз в день по 10 минут. При выполнении таких упражнений ягодицы и ножки плоду удаляются от тазовых костей, стимулируется переворот и правильное расположение плода и для движений он получает больше свободного места.

От расположения плода при беременности зависит то, как будут проходить роды у женщины. Если у малыша нормальное расположение, женщина вполне сможет родить самостоятельно. В случае если ребенок расположен не так, как задумано природой, могут потребоваться некоторые манипуляции в предродовом периоде или даже проведение операции кесарева сечения.

Ребенок сидит: стимулировать интерес

Стимулируйте интерес ребенка к вер­тикальному положению, устраивая его у себя на коленях лицом в большой мир (пусть ваш живот и руки поддерживают его спинку). Допустимо сажать малыша на подушку в коляске — но не прямо, а с наклоном 30º с упором на подушку.

Когда костно-мышечный корсет у ребенка готов к нагрузке, малыш садится самостоятельно, поворачиваясь на бок или подтягиваясь за решетку кроватки. Вплоть до 13–14 месяцев детки помогают себе рукой, потом мышцы спины укрепляются настолько, что ребенок может сесть с помощью одних лишь мышц живота, таза и бедер.

Виды расположения плода при беременности

На протяжении всей беременности женщины плод растет и развивается в матке. Если рассматривать беременность по неделям, расположение плода может постоянно меняться. Но только в первой половине беременности. С приближением родов малышу становится сложнее менять свое положение. У многих будущих мам уже с 26 недели беременности расположение плода значительно не меняется.

Только после 32 недели можно говорить о виде предрасположения плода, то есть установить, головка или ягодицы расположены у входа в малый таз женщины.

Существует несколько видов расположения плода при беременности.

Головное предлежание

Характеризуется тем, что голова малыша расположена у входа в малый таз женщины. Головное расположение плода может быть:

  • затылочное – первым появляется на свет затылок, обращенный вперед;
  • переднеголовное или переднетеменное – головка малыша проходит по родовым путям женщины несколько большим размером, чем при затылочном предлежании;
  • лобное – проводной точкой при изгнании плода служит лоб;
  • лицевое – на свет появляется головка ребенка затылком назад.

Головное расположение плода наблюдается у 95-97% беременных женщин.

Тазовое предлежание

Характеризуется тем, что у входа в малый таз женщины лежит таз ребенка. Тазовое расположение плода бывает:

  • ягодичное – плод расположен головкой вверх, при этом ноги вытянуты вдоль туловища таким образом, что ступни находятся практически возле головки;
  • ножное – одна или обе ножки малыша расположены у входа в малый таз женщины;
  • ягодично-ножное (смешанное) – к входу в малый таз расположены и ножки, и ягодицы.

Тазовое предлежание, согласно статистике, встречается у 3-5% женщин.

Также расположение плода при беременности определяется его положением в утробе матери. Положение плода – отношение условной линии ребенка (от затылка до копчика по его спине) к оси матки матери. Различают следующие виды положения плода:

  • продольное – ось матки женщины и ось плода совпадают;
  • косое – условные оси матки и плода перекрещиваются под острым углом;
  • поперечное – ось плода пересекает ось матки под прямым углом.

Еще одной характеристикой расположения плода является вид позиции — отношение спины малыша к маточной стенке. Если спинка плода обращена кпереди – это передний вид позиции. В случае, когда спинка ребенка обращена кзади – это задний вид позиции (заднее предлежание плода). Нормальным считаеся переднее предлежание плода. Заднее же часто становится причиной долгих, затяжных родов.

Неправильное предлежание плода

После 28-30 недель беременности врач устанавливает предлежание ребенка. Иногда и после 26 недели беременности расположение плода остается неизменным. Но это скорее исключение, чем правило.

Наиболее физиологически правильным считается головное предлежание плода. При таком расположении ребенка его самая большая часть, головка, первой проходит по родовым путям, а туловище и ножки рождаются вслед за ней без затруднений. Кроме того, хорошо, если ребенок повернут лицом к материнской спине (затылочное положение).

Причины

Иногда ребенок может неправильно располагаться в утробе матери. К этому приводят следующие причины:

  • Многоводие. Так как в таком случае плод плавает в большом количестве жидкости, он часто меняет свое положение.
  • Повторные роды. Это связано с тем, что при повторных родах часто мышцы бывают дряблые, передняя брюшная стенка растянута. Матка и плод плохо фиксируются, что и приводит к риску появления тазового предлежания плода.
  • Миома матки или аномалии строения матки.
  • Низкое расположение или предлежание плаценты, когда она располагается в нижней части матки.
  • Недоношенность ребенка.
  • Узкий таз у беременной женщины.
  • Пороки развития плода.
  • Наследственная предрасположенность. Если будущая мама сама родилась в тазовом расположении, возрастает риск тазового предлежания и для ее ребенка.

Если в 28-30 недель врач устанавливает неправильное предлежание ребенка, можно ожидать, что постепенно оно исправится. Но после 32 недели беременности вероятность правильного расположения ребенка к родам значительно уменьшается.

Однако можно принять определенные меры для того, чтобы помочь малышу занять правильное положение. Для этого существуют специальные упражнения. Приведем некоторые из них:

  • Нужно лежать на каждом боку по 10 минут, переворачиваясь с боку на бок 3-4 раза. Важно, чтобы поверхность, на которой лежит женщина, не была слишком мягкой. Такое упражнение повторяют 2-3 раза в течение дня.
  • Принимают положение лежа, подложив под таз и ноги подушки или свернутое одеяло. Нужно следить, чтобы ноги были на 20-30 см выше уровня головы. Упражнение повторяют 2-3 раза в день по 10-15 минут.

Будущая мама должна понимать, что у этих упражнений есть противопоказания. Поэтому перед тем, как приступить к их выполнению, нужно обязательно посоветоваться с врачом.

Поза сна как сигнал самочувствия малыша

Одно дело, когда ребенок постоянно спит в одной позе, совсем другое — если поза меняется в течение ночи. В зависимости от того, в какой новой позе спит малыш можно судить о его самочувствии.

Ребенок поменял любимую позу на положение попу кверху. Это означает, что у малыша газики, возможно, была травма головы. Часто младенцы ложатся в данную позу при заложенном носе.

Если младенец вдруг начал спать на спине широко раскинув руки, хотя раньше так не спал— сигнал о проблемах с органами дыхания.

При смене привычного положения во сне на неудобную или непривычную позу следует понаблюдать за младенцем. Если он стал капризничать, плохо кушает, беспокойно спит — нужно обратиться к врачу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]