Физическое развитие
За второй месяц ребенок должен набрать одну четвертую своей массы на момент конца первого месяца, то есть 800 грамм (плюс-минус100-200 грамм). За этот период рост младенца увеличится на одну десятую, то есть на 3–4 сантиметра. Можно ли себе представить подобные темпы роста у человека?!
Вообразите, что в ноябре Вы будете на 10% выше ростом, чем в октябре?! А в декабре поправитесь на 25% ноябрьской массы тела?! Сказочно это звучит так: «не по дням, а по часам», а научно формулируется следующим образом: «Ни в один из периодов своего развития человеческий организм не растет с такой скоростью, как в первые месяцы жизни». Длина окружности груди ребенка за второй месяц увеличивается на 15–20 мм, длина окружности головы в среднем увеличивается так же, головной мозг малыша за этот период должен набрать 40-50 граммов. Активно развиваются все внутренние системы и органы малыша.
Питание ребенка в 3 месяца
Идеальным продуктом для питания трехмесячного крохи является материнское молоко. Вообще говоря, грудное вскармливание рекомендуют сохранять как можно дольше, минимум – 6 месяцев, а лучше год.
Вводить в 3 месяца ребенку прикорм при нормальном его развитии – это рано! Это подтверждают следующие факторы:
- организм крохи еще не готов воспринимать новую пищу, она может вызвать механическое и химическое повреждение желудочно-кишечного тракта;
- у крохи еще не исчез рефлекс выталкивать попадающее в рот языком;
- кроха не способен сидеть, полноценно держать головку в вертикальном состоянии;
- иммунитет малютки еще совершенно не развит, любой продукт может вызвать сильнейшую аллергию.
Если Вашему ребетенку не хватает питательных веществ по тем или иным причинам, у него есть отставание в весе, пробуйте докорм. Это способ, при котором вместе с грудным молоком дают адаптированные молочные смеси. Объем докорма считается путем вычитания количество получаемого молока из необходимого количества.
Прикорм в этом возрасте может быть введен только по рекомендации педиатра. Обычно так рано начинают прикармливать недоношенных детей или сильно отстающих в весе.
Итак, если малютке все же требуется прикорм: с чего начать, как вводить?
3 месяца ребенку правила введения прикорма
Малыша придется держать на руках. Любой, не только недоношенный ребенок в 3 месяца не сидит, развитие, список того, что должен уметь в норме, это не включают. Следите за тем, чтобы чадо не запрокидывало голову. Вообще прикармливают только с помощью ложки. Но таким маленьким детям некоторые педиатры советуют капать еду в рот при помощи пипетки или соски (не давать сосать, а капать самостоятельно!).
В первую очередь, надо помнить, что прикорм дают после грудного молока (или смеси), иначе крошка от него откажется. Начинают всегда с одного продукта, давая его буквально по половине чайной ложки. Сегодня советуют начинать ранний прикорм с каш, но обязательно без глютена! Готовить их можно на воде, грудном молоке или смеси, но ни в коем случае не на коровьем молоке. Казеин, белок коровьего молока, вызовет аллергию с вероятностью 80%. Температура продукта должна быть примерно такой же, как у грудного молока. Стоит покупать специальные каши для детского питания. Подходит рисовая, гречневая, овсяная каши, но очень жидкой консистенции.
Другим вариантом раннего прикорма являются гомогенные овощные пюре. Лучше всего начинать с них, если ребенок недоношенный, они отлично восполняют недостаток микроэлементов. Хорошо подходит пюре из кабачков, брокколи, цветной капусты, тыквы. Возможно введение морковного пюре. Внимательно читайте упаковку: в пюре не должно быть посторонних продуктов, только овощ и вода. Для детей постарше присутствие натурального загустителя не является критическим фактором. Однако для трехмесячных деток жидкое пюре – это идеальный вариант.
Допустимо введение яичного желтка, но в очень-очень маленьких объемах, чтобы малыш смог его проглотить. Неплохим методом является перемешивание желтка с молоком (особенно если речь идет об “искусственнике”).
Прикорм фруктовыми пюре и соками – вопрос очень тонкий. Даже для здоровых детей они вводятся не сразу. Этот вопрос должен решаться с педиатром. Если врач не запрещает вводить фрукты, то после овощных пюре и каш можно попробовать это сделать. Недопустимо введение экзотических фруктов. Можно предложить малютке пюре из зеленых яблок, груш. Если человечек на искусственном вскармливании, то частой проблемой становятся запоры. В этом случае рекомендуют прикармливать сливой и черносливом.
Помните, что прикорм всегда начинают с одного продукта. Нельзя вводить сразу несколько, важно видеть реакцию малыша на каждый. Новый элемент должен появляться только тогда, когда организм ребенка привык к предыдущему, и Вы уверены, что аллергической реакции не развивается.
Таким образом, если по медицинским показаниям необходимо разнообразить питание в 3 месяца ребенку, ввести прикорм, меню может быть следующим:
- 6.00: грудное молоко или искусственная смесь (возможно смешанное вскармливание).
- 9.30: яичный желток (до 30г) или каша, 20 мл овощного или фруктового сока, молоко.
- 13.00: овощное пюре (30 г), молоко.
- 16.00: фруктовый или овощной сок (30 мл), молоко.
- 20.00: каша или овощное пюре, молоко.
Кормление малыша “по требованию” может быть осуществлено только при грудном вскармливании. В любом случае, если он просит есть ночью, прикорм не дают.
Если у грудничка возник запор, обязательно прочтите эту статью.
Какие двигательные навыки свойственны?
Малыш хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько десятков секунд. Когда ребенок лежит на животе, он приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Ручки и ножки малыша расслаблены, они вытягиваются в стороны. Ребенок может покачивать головой, если кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении. Непроизвольное подергивание мускулов происходит реже, чем в первый месяц. Малыш способен недолго удерживать погремушку или другой предмет, крепко обхватывая его ладонью. Его кулачки частично раскрыты, иногда может бесцельно молотить руками.
Несколько слов о коже ребенка
Кожа — одновременно и защитный барьер на пути огромного количества агрессивных воздействий окружающей среды на организм человека, и важнейший сенсор, воспринимающий разнообразные внешние сигналы, и эффективный терморегулятор. От состояния кожи ребенка во многом зависит его здоровье и самочувствие. Кожа грудных детей обладает рядом возрастных особенностей, не позволяющих ей в полной мере противостоять травмам и инфекциям. Именно поэтому маме и папе надо уделять особое внимание грамотному уходу за кожей малыша.
Развивающие игры и упражнения с 3-месячным ребенком
Недостаточно только лишь физического ухода за младенцем, каким бы маленьким и несмышленым он не казался. С ребенком в 3 месяца следует разговаривать и заниматься как можно больше, петь ему и рассказывать стишки, в общем, развивать.
Знаете ли вы? Из века в век, из уст в уста, от матери к дочери бережно передавались различные примитивные игры, имеющие колоссальное значение для развития и функционирования нервной и физической деятельности: коротенькие ритмичные стишки на бытовые темы, произносимые речитативом и многократно повторяемые, пальчиковые игры и тому подобное.
К тому же, взрослые и старшие дети интуитивно используют утрированную мимику и стараются подражать речи малыша, что способствует более быстрому и качественному пониманию и усвоению материала.
Игры
С младенцем с первых его дней, и даже еще до рождения, следует разговаривать, приучая к своему голосу и его интонациям. После рождения, в те минуты, когда дитя бодрствует и во время осуществления гигиенических процедур, переодевания и прочих действий, нужно озвучивать, что вы делаете, называть предметы, вещи и действия. Малыш накапливает пассивный словарный запас, который откладывается в его мозгу.
Старинным занятием с младенцем являются потешки — маленькие стишки, имеющие четкий ритм и чаще всего рифмованные. Они зачастую озвучивают распространенные и часто проделываемые действия бытового характера, могут быть на тему кормления, купания, одевания и так далее, либо иметь забавный текст обучающего характера: «Сорока-ворона кашу варила…».
В специальных младенческих игрушках в наши дни нет недостатка: это и различные погремушки, и развивающие игрушки и коврики, и обучающие предметы разнообразных форм, размеров, цветов, фактур, удовлетворяющие зрительные, слуховые, тактильные потребности малыша, обучающие и занимающие его на некоторое время.
Важно! Следует понимать, что любая, даже самая любимая развивающая дорогостоящая игрушка не займет кроху надолго, он постоянно нуждается в материнском внимании и контакте, но некоторое время он может уделить самостоятельной игре, и с возрастом этот временной отрезок имеет тенденцию увеличиваться.
С маленьким ребенком нужно постоянно разговаривать. Поток речи и ее звучание воспринимается им и анализируется. Многого не понимая, младенец все же привыкает к речи как таковой, все больше понимает ее, а более всего — запоминает, так что будьте избирательны в своих словах – вы не можете знать, что, когда и насколько крепко запомнится вашим малышом. Ему нужно постоянно озвучивать названия предметов и частей тела, объяснять свои действия, уточняя детали и подробности.
В таком возрасте уже можно практиковать игры.
Несмотря на то, что они носят примитивный характер, малышовые игры имеют мощную обучающую нагрузку, которая любознательным младенцем усваивается очень быстро. Какие игры могут быть доступны в этом возрасте:
- произношение нараспев потешек с обыгрыванием действий, о которых в них идет речь: «Водичка, водичка, умой мое личко…»;
- пальчиковые игры на ладонях и стопах, которые одновременно являются гимнастикой, воздействующей на точки речевого центра и способствующей развитию речи, а также благотворно влияющей на общее состояние органов;
- ролевые игры с игрушками, с озвучиванием от их лица: «Кошечка — мяу»;
- развивающие тактильные игры, когда малышу предлагается трогать предметы различных фактур и консистенции: мягкое, жесткое, мокрое, теплое, холодное, сыпучее, гладкое и так далее. Чем больше разнообразие ощущений, тем лучше;
- игры с погремушками, самостоятельные или совместные с регулированием интенсивности звука и варьированием местоположения его источника;
- «футбол» для малышей — прикладывание к ножкам мячика или другой игрушки, которую малыш будет рефлекторно отталкивать;
- «чтение», то есть рассматривание картинок в книжках, при этом желательно, чтоб они были схематичными и изображали предметы, с которыми малыш сталкивается в жизни, и которые нужно называть во время чтения книжечки.
Упражнения
Сопровождая действия доброжелательным, эмоционально окрашенным текстом, следует выполнять с ребенком физические упражнения, положительно влияющие на общее состояние его организма, укрепляющие мускулатуру и обучающие необходимым навыкам.
К примеру, для того, чтобы обучить кроху переворачиваться на животик, следует попеременно приподнимать каждую ножку и отводить ее в противоположную сторону, чтобы малыш по инерции поворачивался на бочок, а потом — на живот. Сложнее всего ребенку освоить поворот ноги, и если его мышцам, а через них — и нервным окончаниям, сообщить правильное движение, он обучится данному навыку быстрее и легче.
Очень полезна гимнастика, состоящая из сгибаний и разгибаний суставов, поворотов. Родителям полезно сначала посмотреть выполнение комплекса гимнастики в исполнении профессионала — воочию или на видео.
Важно! Ни в коем случае нельзя сгибать и разгибать суставы через силу, нельзя заниматься с сопротивляющимся ребенком, пребывающем в неподходящем настроении.
Каждая мама (и папа, разумеется) должны к трехмесячному возрасту ребенка уметь делать расслабляющий массаж, который практикуют перед купанием. Он состоит из поглаживаний и потряхиваний, растирания и вибрации. Особенно актуален в первые месяцы круговой массаж живота, избавляющий от кишечных коликов.
Новорожденных и детей до года часто беспокоят так называемые колики. Справиться с ними следующие препараты: «Эспумизан Л», «Бебинос», «Инфакол», «Плантекс», «Боботик», «Саб Симплекс», «Бейби Калм», «Эспумизан беби», «Бифидумбактерин», «Лактобактерин», укропная водичка.
Давайте разберем процесс купания грудного ребенка
Лучше всего купать малыша в одно и то же время перед одним из вечерних кормлений.
Что для этого потребуется:
- детская ванночка;
- кувшин или ковшик для ополаскивания;
- термометр для воды;
- пена для купания;
- банное полотенце большого размера.
После купания понадобится:
- чистое белье (распашонка, ползунки, носочки, шапочка);
- чистая хлопчатобумажная пеленка;
- подгузники;
- ватные палочки;
- раствор перекиси водорода;
- двухпроцентный раствор бриллиантовой зелени (зеленки) или однопроцентный хлорофиллипта;
- детский крем под подгузник;
- детское масло; щетка для волос.
Когда всё это готово, можно приступать к купанию. Рекомендуемая температура воздуха в ванной комнате около 24-26°С, температура воды около 37 °С. В воду следует добавить средство для купания, разрешенное к применению с первых дней жизни малыша. Оптимальны средства, содержащие мягкие компоненты и соответствующие уровню рН детской кожи. Они не раздражают и не сушат кожу малыша, а оказывают лишь бережное очищающее действие. Пена для купания не должна раздражать слизистую оболочку глаз.
Продолжительность купания малыша до двух месяцев около пяти минут, в следующие два месяца можно купать ребенка 12–15 минут.
Какова последовательность процедуры купания малыша?
Сначала следует раздеть малыша и аккуратно положить его в воду так, чтобы его затылок был у вас над запястьем левой руки (если вы правша), в то время как кисть этой руки удерживает ребенка за дальнее от вас плечо. Правой рукой вы будете купать ребенка, то есть осторожно поливать его водой. Если малыш напряжен или плачет, не спешите, улыбайтесь и ласково разговаривайте с ним.
Мыть ребенка следует последовательно: шею, грудь, живот, ручки и ножки, спинку и лишь затем голову. Обязательно тщательно промойте складки на шее, подмышками, в паху, локтевые и коленные сгибы. Раскройте и вымойте сжатые кулачки. Промежность малыша нужно промывать водой с мылом. У девочек тщательно и осторожно промойте все складочки между половыми губами, а у мальчика аккуратно обмойте половой член, не сдвигая крайнюю плоть, мошонку, а затем область вокруг ануса.
При ежедневных купаниях мытье ребенка с мылом следует осуществлять не чаще, чем два раза в неделю, чтобы нежная кожа младенца не пересушивалась. Так как голова у ребенка обычно сильно потеет, ее обмывают ежедневно. Однако с применением детского шампуня голову моют также не чаще двух раз в неделю. Следует запрокинуть головку малыша назад, придерживая ее ладонью, полить волосы водой от лица к затылку и нанести несколько капель шампуня. Потом вспенить шампунь в волосиках и помассировать кожу головы, после чего аккуратно смыть пену омывающими движениями от лица к затылку. Затем можно ополоснуть малыша водой из кувшина, которая должна быть примерно на один градус прохладнее воды в ванночке.
После этого завернуть младенца в полотенце и положить на чистые пеленки. Промокните сначала голову, а потом и тело малыша. Оптимально, когда все складки кожи ребенка тщательно просушены.
Затем следует обработать пупочную ранку: возьмите ватную палочку и обильно смочите ее трехпроцентным раствором перекиси водорода и проведите ей в области пупка, излишки влаги удалите с помощью чистой ватной палочки. Другой ватной палочкой, смоченной в растворе зеленки или в однопроцентном растворе хлорофиллипта, обработайте пупочек.
С помощью детского увлажняющего масла или присыпки обработайте все складочки на теле малыша. Затем следует обработать паховые складки и область подгузника детским кремом или присыпкой.
Завершающий этап — надеть подгузник, одеть младенца, не забыв надеть шапочку, и можно приступать к кормлению — теперь ваше чадо чистое, красивое и довольное.
К двум месяцам ребенок должен быть осмотрен педиатром, окулистом, невропатологом и ортопедом. На приеме ребенка взвешивают, измеряют рост, окружность головы и груди.
Психическое развитие
На этом этапе малыш гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в первый месяц жизни.
Ребенок способен поймать взгляд мамы или папы.
Так, орган зрения ребенка заметно развился — малыш способен до полуминуты фиксировать взгляд на неподвижном, явно привлекающем его внимание объекте, например, на яркой игрушке или лице родителя, на расстоянии полуметра от глаз ребенка. Такое зрительное сосредоточение является безусловным прогрессом развития младенца. Наблюдается прогресс и с сосредоточением зрительного внимания на движущихся предметах. Малыш очень внимательно следит за объектами, перемещающимися в умеренном темпе в поле его зрения, «цепляясь» не только взглядом, но и помогая себе поворотами головы. Вы можете проделать несложный эксперимент с яркой погремушкой (размером с небольшое яблоко), на расстоянии полуметра медленно двигая ею в разные стороны перед лицом малыша. Вы увидите, как «повзрослели» зрительные навыки вашего чада.
Как развился слух вашего крохи?
На втором месяце ребенок активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Опять же, проведите нехитрый тест. Достаточно громкой погремушкой пошумите в течение десяти секунд вне поля зрения карапуза (но не далее метра от него). Вы увидите, как малыш на несколько секунд замрет (его анализаторы усердно работают), а затем начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет. Помимо погремушек и прочих искусственных источников шума, младенца интересуют и человеческие голоса. Если ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя рядом, но вне поля его зрения, малыш повернет голову в вашу сторону.
Вместе с развитием органов слуха и зрения у крохи на втором месяце обнаруживается существенная динамика в развитии эмоциональной сферы. Малыш способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого.
Карапуз пытается отличать живые объекты от неживых, попадающих в его поле зрения. Так, другому ребенку, находящемуся рядом, двухмесячный младенец уделит значительно больше внимания, чем привычной погремушке, находящейся на том же расстоянии. Кроха будет наблюдать за другим ребенком или одним из родителей с большим интересом, обнаруживая в своем поведении «размышления» по поводу увиденного. Такие «глубокомысленные размышления» обычно проявляются в неподвижности тела и некоторых мимических нюансах. Иногда дети на этом этапе развития способны не только улыбаться, но и спонтанно смеяться. Иногда смеяться громко и заливисто, иногда — тихонько и прерывисто. Конечно, для пап и мам смех карапуза великолепен и незабываем.
Кроме этого, вполне возможно, что уже на втором месяце чадо порадует родителей гулением — произнесением отдельных звуков.
Одинокие гортанные звуки постепенно оформляются в лепетанье. Младенец выкрикивает отдельные звуки «а», «о», «э», «у», «ээ». А в конце месяца старается объединять их с согласными («ха», «хэ», «эхэ»). Гуление крохи, как правило, довольно эмоционально. Иногда малютка воркует, визжит, булькает, чавкает. Порой родителям может показаться, что карапуз улавливает настроение близких. Например, если кто-то из родителей огорчен, малыш может тоже проявлять огорчение. Кроха может продолжительное время изучать ваше лицо, пристально вас рассматривая. Мыслительные способности малыша развиваются также семимильными шагами. Он чувствует настроение вокруг, когда он подает сигналы (например, плачем), может показаться, что он ждет ответной реакции взрослых, видно, что он доверяет маме. У крохи появляется мыслительная ассоциативная связь — после его плача следует кормление или необходимая помощь.
Какими умениями должна обладать девочка
Что должен уметь ребенок в 3 месяца, если это девочка? В развитии малышка может немного превосходить мальчика, но вот рост и вес обычно немного меньше, чем у маленького представителя сильного пола. Некоторые родители с удивлением наблюдают, как их кроха уже начинает делать попытки к ползанию, активно двигая ножками при положении на животике.
Некоторые девочки уже свободно владеют пальчиками, могут в течение продолжительного времени удерживать небольшую легкую игрушку. Желательно давать крохе погремушку – она будет пытаться поворачивать головку на громкий пронзительный звук. Особое внимание ребенок будет обращать на свои пальчики, нередко этого «увлекательного» зрелища ему может хватить на долгое время.
Девочка с удовольствием будет поворачивать голову на голос родных людей. Именно поэтому следует побольше обращаться к ней, желательно не менять при этом интонацию. Нередко случается, что кроха даже будет пытаться повторить некоторые звуки, и этот лепет со временем будет приобретать выразительность – именно в это время начинает формироваться речь.