В этом возрасте дети, как правило, уже обладают базовыми способностями, столь необходимыми для дальнейшего познания окружающего мира. По этой причине, чтобы своевременно обнаружить отставание в развитии своего малыша, родителям крайне важно знать, что должен уметь ребенок в 1 год, какими навыками он обязан обладать к этому моменту. Узнайте подробнее об этом периоде взросления крохи.
Рост и вес ребенка 1 года данные отечественных педиатров
1 год | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 8,9 | 11,6 |
Вес девочек, кг | 8,5 | 10,8 |
Рост мальчиков, см | 72,3 | 79,7 |
Рост девочек, см | 71,4 | 78,0 |
Окружность головы мальчиков, см | 45,3 | 48,6 |
Окружность головы девочек, см | 44,2 | 47,3 |
Окружность груди мальчиков, см | 46,1 | 52,5 |
Окружность груди девочек, см | 46,3 | 51,4 |
Режим годовалого ребёнка
Родители многих детей, которые достигли рубежа в 1 год часто сталкиваются с проблемой смены режима. В этом возрасте ребёнок тяжело засыпает днём в одно и то же время, поэтому дневной отдых отодвигается на более позднее время. Как правило, так себя ведут «совы», которые просыпаются в 9 – 10 часов дня, а потом отдыхают в 14 – 15 часов. То есть, ребёнок спит 1 раз в день 2 – 3 часа, примерно с 15 до 18 часов, а ночью укладывается в 22 – 23 часа.
После подобных изменений необходимо пересмотреть режим питания крохи. Если малыш перешёл на однократный длительный дневной сон, то покормить его 5 – 6 раз не получиться. Тогда кроха кушает 4 раза, например, в 9.00 у него завтрак, в 13.00 – обед, в 17.00 – полдник и 21.00 – ужин.
Если режим новорожденного не изменился, то ничего менять не нужно.
Рост и вес детей в возрасте 1 год данные ВОЗ
1 год | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 7,7 | 12,0 |
Вес девочек, кг | 7,0 | 11,5 |
Рост мальчиков, см | 71,0 | 80,5 |
Рост девочек, см | 68,9 | 79,2 |
Окружность головы мальчиков, см | 43,5 | 48,6 |
Окружность головы девочек, см | 42,2 | 47,6 |
Отличия развития мальчиков и девочек в 1 год
Мальчики и девочки в 1 год несильно отличаются в развитии. Практически каждый годовалый ребенок может ходить самостоятельно или держась за опору, но больше ползает на четвереньках. Годовалый малыш без труда садится, приседает и встает. К 12 месяцем активность и любознательность ребенка набирает обороты.
Малыш начинает самостоятельно залезать и слезать с небольшой возвышенности, например, дивана, любит открывать дверцы на мебельных гарнитурах и изучать содержимое. Начинается период активного подражания родителям жестами, и с каждым днем ребенок становится все более самостоятельным.
Моторика позволяет подымать и бросать предметы, что и происходит активно, одной рукой может взять 2 игрушки, а двумя ручками сразу несколько. Ребенок реагирует и исполняет простейшие просьбы, например «принеси мяч», «возьми бутылку», осознанно понимает, когда родители объясняют что можно, а что нельзя.
Развитие малыша позволяет складывать несколько кубиков в виде башни, играть с пирамидкой, открывать различные коробки и прятать туда что-то. Происходит восприятие звуков, ребенок, стуча каким-то предметом, издает звук и активно прислушивается к звучанию. Часто дети начинают экспериментировать со своим собственным голосом, издавая различные звуки.
В год дети имеют примерно 8 зубов, но этот показатель индивидуальный. На фоне всех детских событий, впечатлений и скачка в развитии происходит первый кризис одного года. Этот кризис может изменить поведение не в лучшую сторону. Ребенок может требовать больше самостоятельности, реагировать на действия родителей истерикой. В таких ситуациях родители должны проявить терпение и максимально отвлекать его книгой или другой игрушкой.
Примерно в 1 год можно начинать высаживать ребенка на горшок. Желательно эти мероприятия проводить после кормления и сна, каждый час-полтора. Со временем выработается привычка, и ребенок самостоятельно начнет сообщать, что хочет в туалет.
Познавательное развитие ребенка 1 года
Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием:
- подражая действиям взрослого,
- самостоятельно.
Открывает и закрывает крышечки:
- по подражанию,
- в самостоятельной игре.
Ставит один кубик на другой (по подражанию).
Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормит, вытирает, причесывает. Выполняет по отдельности два-три действия:
- по подражанию,
- в самостоятельных играх (если игровая ситуация создана),
- по просьбе взрослого.
Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает, сыплет, ломает, тянет. Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах. Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.
Стартовал второй год вашей удивительной жизни
В первом полугодии второго года жизни в основном происходит совершенствование и закрепление тех умений, которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего, совершенствуется ходьба.
К полутора годам малыш может перешагивать через препятствия приставным шагом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок очень подвижен — за день он пробегает по нескольку километров. И при этом не устает! У малыша появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. А повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему, что его окружает. Юному исследователю хочется все потрогать, попробовать на зубок.
Ваш малыш еще во многом зависит от взрослых, особенно от матери. Но он стремится к самостоятельности, свое неудовольствие выражает плачем, упрямится, если его не понимают, любит общаться с взрослыми, умеет лукавить, удивляться новому и радоваться от души. Он полон энергии и готов ею с вами поделиться.
Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. У разных детей освоение собственных возможностей происходит в разное время.
Однако существуют возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать…
Все эти рамки показывают родителям, не позже какого срока должна развиться та или иная функция. Если она не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, если малыш серьезно болен или когда с ним никто не занимается.
Познакомьтесь с навыками, которые ребенок должен приобрести к определенному возрасту. Не огорчайтесь, если ваш малыш пока кое с чем не справляется. Это вам подсказка — в чем ему надо поупражняться.
Ведь стоит уделить ребенку хотя бы немного внимания, обучать его через игру, что-то рассказывать, показывать ему картинки, читать книги, как он начинает умнеть, взрослеть не по дням, а по часам. Но если ваше беспокойство не проходит, малыш не умеет многое из того, что положено в его возрасте, — обязательно проконсультируйтесь с педиатром и психологом.
Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 года
Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой. Радуется заводным игрушкам, веселым играм со взрослым.
Недоволен:
- при слове «нельзя»,
- резким тоном голоса взрослого,
- при неумении выполнить желаемое действие.
Радуется приходу близкого человека. Подражает мимике взрослого. Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника. Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях. Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека. Улыбается, узнавая фотографию близкого человека. Проявляет интерес к картинкам в книжках. Улыбается, подпрыгивает, «подпевает» или спокойно прислушивается к звукам музыки, к песенке.
Навыки общения годовалого ребенка
Считается, что к первому дню рождения малыш должен уметь говорить хотя бы пару простых слов. Большинство деток подтверждают эту теорию, но если ребенок в годик молчит, это не означает, что он отстает в развитии. Нужно понаблюдать за ним, убедиться, что малыш слышит речь окружающих людей, реагирует на нее, например протягивает игрушку, когда его просят: «Дай». В этом случае переживать не нужно, даже если в ответ малыш не произносит ни слова.
Есть детки-торопыжки, которые в этом возрасте произносят до 10 осмысленных слов: ма-ма, па-па, ав, ам, на, дай и другие. В основном раннее речевое развитие характерно для девочек, мальчики дольше молчат.
В основном к годовалому возрасту ребенок умеет:
- слышать и понимать обращенную к нему речь, выполнять несложные просьбы;
- знает свое имя, реагирует, когда кто-то его произносит;
- видя себя в зеркале или на фото, понимает, что это он, а на вопрос «кто это?» — может показывать ручкой на себя;
- понимает слова «можно» и «нельзя», слушается, когда взрослые говорят ему «нет».
В возрасте одного года детки любят играть со взрослыми, слушая их разговоры, пытаются понимать сказанные слова, улавливают эмоции и интонации голоса. Кроме того, общаясь с малышом, можно заметить, как он старается подражать взрослым, повторяя их действия и поведение. По версии сайта TheRebenok.ru, чем больше времени родители проводят в общении и играх с ребенком, тем более здоровым и социально адаптированным он будет расти.
Речевое развитие ребенка 1 года
Понимание речи:
Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого. Показывает на одну из четырех знакомых игрушек, на одну из двух картинок после просьбы взрослого: «Покажи то-то». Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого. Выполняет просьбу: «положи», «отдай», «отнеси», «закрой», «открой». Подчиняется словам «нельзя», «можно». Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека). Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает).
Машет рукой при словах взрослого «до свидания»:
- когда кто-то уходит,
- когда уходит сам.
Разводит ручками на слово «нет».
По просьбе взрослого:
- играет в «ладушки»,
- показывает, как что-то летает (машет руками),
- показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),
- прячется, играя в «ку-ку»,
- «вытирает» нос платком,
- «вытирает» лицо, прикладывая полотенце.
Активная речь (8-12 произносимых слов):
Облегченными словами отвечает на вопрос взрослого: «Кто это?». Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам). Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет, поет, кричит за животных). Подражая, «говорит» по телефону. Подражает интонациям песенки. Подражает понятным словам других детей. Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).
Особенности физического развития годовалого ребенка
Примерно в то время, когда ребенку исполняется один годик, происходит одно из главных изменений его физического развития – он становится на ноги и делает первые шаги. Некоторые детки начинают ходить до первого дня рождения, другие – немного позже этой даты. Но так или иначе, малыш приобретает навык самостоятельного передвижения и учится пользоваться им по своему усмотрению.
Вот список наиболее значимых перемен в части физического развития годовалого ребенка.
- Умеет брать в руки не только большие предметы, но и маленькие, захватывая их пальчиками.
- Учится самостоятельно залазить на стул, диван, кресло и пытается спускаться на пол.
- Держась за опору, может пинать ногой мяч, а сидя – бросать его руками.
- Способен построить башенку из двух-трех кубиков.
- Пытается листать страницы большой книги.
- Учится держать ложку в руках, повторяет за мамой, набирая пищу, держит руками чашку.
Кроме того, малыши в этом возрасте уверенно меняют положение с сидячего на стоячее и наоборот. Кому-то для этого все еще требуется опора, а некоторые «торопыжки» пробуют это делать самостоятельно.
Важно поддерживать малыша и помогать ему в стремлении к дальнейшему развитию, чаще отпускать его руку, особенно когда он сам этого просит. Любопытство и любознательность в этом возрасте сильнее страха, поэтому ребенок быстро осваивает окружающее его пространство.
Питание
Как и прежде, питание у крохи пятиразовое. Его меню достаточно разнообразное, ведь он познакомился с кашами, мясными продуктами, рыбой, хлебобулочными изделиями, сливочным и растительным маслом, фруктами и овощами.
Дети в 12 месяцев едят практически то же, что и взрослые. Только требования к приготовлению пищи остаются особые: предпочтительней еда, приготовленная на пару или в духовке, нежирная, избегаем солений и острых блюд.
Спокойствие, только спокойствие…
Психоэмоциональное развитие
- Ребенок выражает свои чувства: обнимает, целует, даже ругает как взрослые.
- Умеет танцевать и петь на своем языке.
- Узнает родственников по фотографиям, выражает радость, когда они приходят в гости.
- К чужим людям проявляет смешанные чувства: от любопытства до подозрительности.
- Знает свои книжки, любит их просматривать, показывать, где нарисована уточка, где цыпленок и т. д.
- Подражает взрослым в разговоре по телефону, копируя тон голоса, мимику и жесты.
- Умеет откусывать и жевать небольшие кусочки твердой пищи.
- Сам ест из ложки, пытается накалывать еду на вилку. Пока еще не все получается идеально, но основная суть процесса схвачена.
- Самостоятельно пьет из кружки, поддерживая ее двумя руками. Некоторые дети пока пьют из поильника, чашки-непроливайки.
- Участвует в процессе одевания, протягивая руки в рукава или вставляя ножки в обувь. Как и раньше, многие карапузы не любят одеваться, но теперь они понимают, что, раз одеваемся, значит, пойдем гулять, ради такого можно и потерпеть.
- Кроха понимает, что в сухих штанишках намного комфортнее, чем в мокрых, поэтому громко и четко заявляет об «аварии». Если малыша пробуют высаживать на горшок, улавливает, что от него хотят.
Цель игрушек в годовалом возрасте — развивать фантазию