Как научить ребенка жевать твердую пищу: видео и общие рекомендации

17.04.2019Рубрика: Наркотическое отравление

Педиатры уверяют, что за последние годы участились случаи, когда подросшие малыши отказываются есть твердую пищу, предпочитая тщательно измельченные пюре и смеси. То есть, все большее количество семей сталкивается с вопросом, как научить ребенка жевать?

Причина подобного отказа малыша вполне понятно. Сегодня мамы используют для кормления готовые смеси и пюре фабричного производства. Эти продукты измельчены очень тщательно, поэтому ребенку не приходится прикладывать усилий, для пережевывания. Разумеется, ребенку легче идти по пути наименьшего сопротивления, и ему не хочется жевать твердую пищу, ведь все равно мама потом дать привычное протертое питания.

В чем опасность отказа от жевания?

Обязательно ли нужно научить ребенка жевать и глотать или пусть все идет своим чередом? Ведь со временем ребенок все равно будет вынужден освоить этот навык?

На самом деле, отказ от приема твердой пищи и жевания в раннем возрасте будет иметь негативные последствия. Умение жевать необходимо:

  • Для укрепления зубов.
    Если малыша долго кормят исключительно протертой пищей, то это может стать причиной формировать неправильно прикуса и других стоматологических проблем.
  • Для обеспечения нормального пищеварения.
    По мере роста ребенка развивается и его ЖКТ. Если ребенок не получает твердой пищи, то желудок начинает «лениться». Ведь если пища не пережевывается, то она не пропитывается слюной, и соответственно, при попадании в желудок не способствует выработке пищеварительных ферментов. В итоге, ребенка ожидают в будущем нешуточные проблемы с пищеварением.
  • Для развития речи.
    При жевании тренируются мышцы, которые принимают участие в произношении звуков. Если у ребенка вовремя не формирован навык жевания, то нет ничего удивительного, что и с развитием речи у него будут проблемы.

Кроме того, если не сформировать навык жевания вовремя, то ребенок может элементарно привыкнуть и не хотеть прилагать усилий, для того чтобы справиться с твердой пищей. В 2-3 года ребенок уже вполне может манипулировать родителями, понимая, что если он плотно сожмет губки, отказываясь есть или начнет проливать потоки слез то от него отстанут и накормят привычной протертой едой.

Продукты под запретом

Чтобы избежать пищевой аллергии, проблем с пищеварением и зубками, ребенку, не достигшему четырехлетнего возраста, ни в коем случае нельзя давать:

  • леденцы, карамель, ирис
  • орехи и любые семечки
  • любые твердые сорта сыра
  • жесткие куски мяса
  • целый виноград
  • крупные куски твердых овощей и фруктов

Кроме того, в детском рационе не должно быть меда (очень сильный аллерген) и грибов (могут вызывать проблемы с ЖКТ).

Когда нужно начинать учиться?

Оказывается, формировать навык жевания нужно начинать очень рано, еще до того, как ребенок обзаведется зубами. В возрасте 6-7 месяцев малыши все активно тянут в рот, чтобы почесать десна. Грызя специальное приспособление (прорезыватель зубов), ребенок постепенно тренирует жевательные мышцы, готовясь к переходу на твердую пищу.

В давние времена для тренировки жевательных мышц бабушки заворачивали кусочек пищи (например, яблока) в марлю и давали этот мешочек малышу, чтобы он его мусолил и постепенно разжевывал еду. Современным мамам доступно более удобное приспособление, называемое — ниблер. Внешне не похож на соску, но имеет сзади крышечку, в которую закладывается детское печенье или другой продукт. Мусоля ниблер, ребенок измельчает продукт и смачивает его слюной, что способствует появлению ощущения вкуса. Мамам нужно будет только следить, чтобы сеточка жевательной части ниблера оставалась целой (острые зубки малыша могут повредить ее) и, естественно, мыть приспособление после каждого использования. Дать ребенку ниблер можно уже в 7-9 месяцев.

В крайнем случае, если приобрести ниблер не удалось, можно дать малышу сушку. Чтобы он не потерял ее, сушку можно подвесить на веревочке наподобие кулона. Конечно, особой питательной ценности сушки не представляют, но они являются отличным тренажером для жевательных мышц.

Давать ниблер или сушки ребенку во время появления первых зубов, если этот момент упустить, то потом будет намного труднее приучить ребенка к жеванию. Кроме сушек и печенья, ребенку 9-10 месяцев можно предлагать кусочки фруктов и овощей. Даже если ребенок поначалу отказывается кусать предложенную еду, нужно периодически предлагать ему снова и снова, пока он не согласится.

Многие мамы считают, что до того, как ребенку исполнится 1 год, ему вредно давать твердую пищу. На самом деле это не так. Конечно, мусоля яблоко или печенье, ребенок много не съест, но зато его мышцы получат должную нагрузку, а это со временем облегчит не только процесс обучения жеванию, но и освоение речи.

Единственное, за чем нужно следить, это за тем, чтобы ребенок, мусоля продукт, не дышал ртом, то есть, его носик должен быть свободен. Если у малыша насморк, нужно будет временно прекратить давать ему твердую пищу до выздоровления.

Учимся жевать

Специальной методики обучения жеванию нет, ведь все должно идти своим чередом. Однако с помощью наших советов вы поможете малышу быстрее овладеть этим навыком. Организуйте место. Заранее подумайте, где кроха будет чувствовать себя максимально комфортно: в стульчике для кормления или на ваших коленях. Выберите момент. Важно, чтобы ребенок не был слишком голоден — иначе он будет нервничать и ваши усилия пойдут насмарку, но в то же время хотел есть.

Подготовьте столовые приборы. Используйте для кормления легкую пластмассовую ложку с закругленной ручкой — потом кроха сможет орудовать ею самостоятельно. Продумайте рацион, «обычно мы советуем мамам предлагать деткам кусочки яблока или мягкого печенья, которые они будут кусать и таким образом учиться жевать. Любознательный малыш обязательно согласится попробовать новый продукт на вкус, а заодно поймет, зачем ему необходимы его зубки, и потренирует жевательные движения, — говорит Юлия Рахимбекова. – Подойдет любое блюдо, которое вы считаете уместным в данный момент, учитывая, часть ли это ужина, перекус между приемами пищи или десерт после сытного обеда». Покупая баночное пюре, обращайте внимание на маркировку на этикетке: среди баночек, рекомендованных для возраста в 8-10 месяцев, вы точно найдете те, на которых значится «кусочки, которые учат жевать».

Не торопитесь. Начинайте кормить маленькими порциями. Если малыш отказывается от нового прикорма, не настаивайте. Консистенцию предлагаемых блюд с течением времени делайте гуще — благодаря этому развивается потребность работать челюстями и языком. Если блюдо получилось слишком густым, добавьте немного воды или молока.

Пользуйтесь его любознательностью. В 4-7 месяцев ребенок будет с упорством мусолить во рту и пытаться жевать то, что вы ему дадите. Ваша задача — проследить, чтобы это было безопасно. Главное, не допускать резких переходов в рационе: не стоит давать морковь, если до этого кроха ел только перемолотые каши и пюре. Не отвлекайте. Дайте малышу сосредоточиться на процессе поглощения пищи, тогда действия рук, языка и губ будут максимально скоординированы.

Как учить?

Переход на твердую пищу должен происходить постепенно. Если ребенка кормят готовыми продуктами фабричного производства, то нужно подбирать пюре и каши в соответствии с возрастом. Большинство известных производителей, делят свою продукцию на возрастные группы. То есть, ребенка 10-11 месяцев не стоит кормить кашей, предназначенной для полугодовалых младенцев.

Отличаются продукты для старших возрастных категорий консистенцией, они более густые, в них попадаются крупинки и комочки. Это хорошо подготовит малыша для перехода на общий стол.

Если мама предпочитает готовить питание ребенку сама, то нужно постепенно снижать степень помола, меньше работая блендером. После года блендером нужно будет пользоваться реже. Например, вареные овощи не перетирать в пюре, а измельчить вилкой, а яблочко — потереть на терке.

А вот с мясом спешить не стоит, кусочками этот продукт можно давать только после трех лет. Мясо требует более тщательного пережевывания, поэтому маленький ребенок не справится с задачей. Для детей этого возраста следует готовить блюда из фарша — фрикадельки, тефтельки и пр.

Что делать, если момент упущен?

Прежде всего, нужно убедиться в том, что нет никаких физиологических причин, мешающих есть твердые продукты. Нарушения могут быть связаны со сбоями в работе ЖКТ или заболеваниями горла или полости рта. Поэтому мамам не стоит пренебрегать диспансерными осмотрами, на которых, как правило, и выявляются причины, мешающие освоению навыка жевания.

Если ребенок здоров, то причиной отказа, скорее всего, является нежелание преодолевать трудности. В этом случае, родителям, чтобы научить ребенка жевать твердую пищу придется проявить максимум терпения и выдержки. Не стоит давить на ребенка, так как строгость родителей в этом вопросе приведет к тому, что у ребенка сформируется страх и неприятие процесса кормления.

Ни в коем случае, нельзя резко переходить на кусковую пищу. Если вчера ребенка кормили тщательно измельченным пюре, а сегодня предложили борщ или овощное рагу кусочками, то, вполне естественно, что есть он откажется. Он просто не поймет, почему вместо «нормальной» еды мама пытается впихнуть в него что-то, по его мнению, несъедобное.

Некоторые сторонники строгих мер предпочитают придерживаться принципа: «Раз не ест, значит, не голоден». Но этот принцип, отнюдь, не самый хороший, так как ребенок еще слишком мал и регулярное питание для него очень важно.

Тем более не нужно пихать малышу в рот ложку за ложкой, если он давится и плюется пищей. Ничего, кроме испорченных нервов такое кормление не принесет.

Родителям нужно настроиться на длительный процесс обучения, в котором любые переходы будут совершаться постепенно.

Нужно кормить ребенка привычным пюре и кашами, постепенно изменяя консистенцию пищи, делая ее более густой, но пока не содержащей комочков. Если сделали еду слишком густой и ребенок не ест, то нужно совсем чуть-чуть разбавить порцию пищи жидкостью (водой, молоком, бульоном), и попытаться накормить малыша. Если действовать постепенно, то ребенок вскоре приучится есть густую, хоть и протертую пищу.

Далее нужно вместе с привычным пюре класть на тарелку несколько кусочков овощей или фруктов. При этом нужно подчеркивать, что именно такую еду (кусочками) едят все большие детки и взрослые. Ребенок часто стремится подражать родителям, поэтому его легко будет мотивировать на обретение нового умения — жевать пищу кусочками.

В это время стоит усаживать малыша за общий стол со всей семьей (разумеется, в высоком стульчике для кормления), путь он видит, что все остальные едят пищу кусочками, а не протертую.

Следующим этапом будет добавление в пищу кусочков. Например, в кашу можно добавить мелкие кусочки мягких фруктов (персика, груши) или овощей (отварной морковки, свеклы). Постепенно нужно размер и количество кусочков увеличивать, со временем полностью перейдя на не протертую, но мягкую еду. Затем можно вводить в питание, кусочки твердой пищи — яблока, огурца и пр.

Чтобы стимулировать интерес ребенка старше 2 лет, можно «привлекать» его к приготовлению пищи. Например, при варке каши, дать ему потрогать рис или гречку. Если варится суп, то показать, что представляют собой овощи.

Стоит использовать и лучший способ обучения детей — игру. Например, предложить поиграть в зайчика или белочку, который грызет яблочко, морковку или печенье.

Что еще может помочь вам научить кроху весело и с аппетитом жевать?

1) Раскладывайте на тарелке «радугу», складывайте «домики», «рисуйте» зверей из ломтиков отварной моркови, фасоли, брокколи и цветной капусты, свежих огурцов и помидоров. Если поначалу жевать у малыша будет получаться не очень хорошо, просто докормите его привычным протертым питанием. Попробуйте нарезать кусочками те продукты, которые ему больше всего по вкусу.

2) Добавляйте в каши и пюре мелкие-мелкие кусочки мягких фруктов (например, груши), вареных овощей, ягоды (малину). Постепенно увеличивайте размер и количество кусочков в блюде.

3) Играйте. Возьмите кусочек вареной моркови и изобразите зайчика: «Как заяц кушает морковку? Вот так! А ты можешь?»

4) Приглашайте гостей, а также питайтесь вне дома — практикуйте ситуации, когда возможности измельчить пищу просто не будет.

5) Обратитесь к логопеду: он покажет, как проводить речевую гимнастику и логопедический массаж. Такой массаж (5-7 минут занятий в день) скорректирует изменения тонуса и поможет в тренировке мышц артикуляционного аппарата.

Как стимулировать аппетит?

Иногда причиной отказа от еды становится не нежелание есть твердую пищу, а плохой аппетит малыша. Если это не признак нездоровья, то помочь справиться с проблемой помогут простые меры.

Чтобы стимулировать аппетит у ребенка, стоит витаминизировать его питание. Для этого:

  • в компот или чай добавлять сироп шиповника (вместо сахара);
  • можно готовить чай из плодов шиповника;
  • вместо соков из пакетиков, давать ребенку домашний компот, в состав которого обязательно включать чернослив и небольшое количество семян фехнеля (1 чайная ложка на литр готового компота);
  • увеличивать продолжительность прогулок. Ребенок во время прогулки должен быть активным: бегать, прыгать, лазать, а не сидеть чинно на лавочке;
  • следует исключить все перекусы, не давать пить сок или молоко вне приема пищи, это еда, а не питье. Для утоления жажды лучше всего подходит вода или несладкий компот. В соках же содержится сахар, который может перебить аппетит.

Кроме того, нужно обязательно следить, чтобы у ребенка был регулярный стул. Если с этим проблемы, следует посоветоваться с врачом. Как правило, бывает достаточно изменить питание, введя в него больше овощей. Можно использовать и глицериновые свечки (четвертую часть), они безвреднее клизмы.

Известный педиатр Евгений Комаровский дает следующие советы родителям, которые хотят обучить ребенка процессу жевания:

  • Маме или папе придется проявить некоторые актерские способности, объясняя ребенку, почему сегодня вместо привычного пюре на обед густое блюдо. Например, можно сказать, что магазин больше не продает баночное пюре или придумать еще что-нибудь, оправдывающее необходимость «осваивать» новую пищу.
  • Стоит привлечь ребенка к измельчению пищи в тарелке, пусть он попробует размять кусочки вареных овощей вилочкой. Конечно, нужно быть готовым, что часть пищи при этом окажется на столе или даже на полу, но зато еду, которую они самостоятельно «приготовили» дети, обычно, едят с большим удовольствием.
  • Можно предложить ребенку что-то вкусное кусочком — например, ломтик мармелада или зефира.
  • Стоит использовать и силу примера. Самим ходить в гости или приглашать к себе гостей с детьми. Увидев, что его ровесники едят пищу кусочками, ребенок может сам захотеть быстрее приобрести жевательный навык.

Итак, чтобы научить малыша пережевывать твердую пищу придется проявить терпение и настойчивость. Лучше всего, начинать приучения в раннем возрасте, как только у ребенка появятся зубки. Однако и в более позднем возрасте можно вполне успешно добиться поставленных целей. Важно, чтобы процесс приема пищи не превращался для ребенка в наказание, нужно, несмотря ни на что, сохранять дружелюбный и ровный настрой. Не стоит сердиться на ребенка, ведь он не виноват, что у него не все сразу получается.

Перевод ребенка с питания готовыми смесями и грудным молоком на взрослую еду для многих родителей является проблемой, так как малыш никак не может научиться пережевывать пищу, капризничает, отказывается от новых продуктов, выплевывает то, что не может проглотить без пережевывания. Естественно, родители переживают, что он недоедает, сомневаются, сможет ли он нормально развиваться. Как долго это будет продолжаться, и есть ли какие-то секреты, помогающие научить малыша жевать?

  1. Позднее начало прикорма. Некоторые мамы слишком буквально понимают рекомендации врачей о том, что полезнее грудного молока нет ничего, что не следует отлучать малыша от груди как можно дольше. После 1 года он начинает активно сопротивляться жеванию кусочков пищи, так как знает более легкий способ насытиться.
  2. Опасения родителей, что малыш может подавиться, если давать ему неизмельченную пищу. Чрезмерная осторожность родителей приводит к тому, что ребенок 2 лет, если не отказывается от пищи совсем, то накапливает ее во рту, а затем выплевывает.
  3. Отсутствие навыка пользования прорезывателями для зубов. Эти резиновые приспособления, которые крохе удобно схватить ручкой, не только массируют десна, облегчая процесс прорезывания, но и приучают его совершать жевательные движения деснами.
  4. Занятость или слабохарактерность родителей. Им некогда заниматься подолгу процессом кормления, легче дать малышу то, что он любит. Он быстро привыкает к уступчивости папы или мамы и требует привычную еду.
  5. Повышенная активность ребенка. Он не может сосредоточиться на процессе пережевывания и проглатывания еды, не может усидеть долго на одном месте, хватает еду на ходу, выбирая то, что жевать не нужно.

Видео: Что делать, если ребенок не может жевать

Причины возникновения проблем с жеванием

Дети, которые приучены получать только жидкую еду, не сразу начнут воспринимать пищу более плотной консистенции. Чаще всего они стараются выплюнуть незнакомый продукт, отворачивают голову от ложки или начинают плакать. Выделяют несколько факторов, которые пагубно сказываются на рефлексе у малышей:

  • Поздний прикорм. Некоторые мамочки по-своему интерпретируют слова врачей о том, что альтернативы грудному молоку попросту нет, что кормление грудью должно продолжаться как можно дольше. В итоге после двенадцати месяцев ребёнок не признаёт твёрдые кусочки пищи, поскольку знает более доступный способ утолить голод.
  • Страх родителей перед тем, что их кроха подавится, проглатывая куски грубой пищи. Чрезмерные опасения выливаются в отказ подросшего малыша от неизмельченной еды. Даже если карапуз и согласится взять ложку в рот, то её содержимое будет выплюнуто.
  • Неумение пользоваться зубным прорезывателем. Это приспособление для зубов, которое малышу удобно фиксировать в руках, позволяет массировать дёсны. Одновременно с этим облегчается прорезывание зубов. Совершая жевательные движения дёснами, ребёнок приучается к употреблению твёрдой пищи.
  • Пассивное отношение родителей к развитию ребёнка. У занятых или слабохарактерных родителей нет времени и желания уделять должное внимание процессу кормления. Ребёнку просто дают то, от чего он никогда не отказывается.
  • Гиперактивность. Он не в состоянии сконцентрироваться на процедуре пережёвывания и проглатывания пищи, постоянно срывается с места, хватает со стола то, что можно легко проглотить.

Существуют причины, связанные с состоянием здоровья, которые накладывают отпечаток на умение малыша воспринимать твёрдую еду:

  • Патологии дыхательной системы (полипы или респираторные заболевания, вызывающие заложенность носа).
  • Слабый мышечный тонус, в частности мышц языка.
  • Плохая чувствительность. Дети практически не ощущают вкус пищи во рту.
  • Врождённые патологии и дефекты в полости рта, требующие хирургического вмешательства.

Для того чтобы дети с отклонением в развитии научились жевать пищу, им требуется квалифицированная медицинская помощь.

Что предпринять родителям, чтобы учить малыша жевать

Чтобы научить ребенка жевать как мягкую пищу, так и твердые кусочки, необходимо постепенно добавлять в питание блюда с более крупными частицами пищи. Например, в супчик можно постепенно добавлять мягкий хлеб, чтобы ребенок почувствовал на языке кусочки еды. Конечно, надо тщательно следить за тем, чтобы малыш не подавился. Давать ему пищу надо маленькими порциями. Ребенок должен сидеть за столом спокойно. Нельзя отвлекать малыша во время еды, смешить.

Изобретение готового питания для малышей, конечно, значительно облегчает жизнь родителей. В баночках находится «правильная» еда, в которой есть все необходимые витамины, строго рассчитано количество различных полезных веществ. Однако, покупая такую пищу, нужно обязательно обращать внимание, на какой возраст рассчитана кашка или пюре. Для детишек постарше готовится более густая еда с добавлением кусочков покрупнее.

Примечание:

Самостоятельное приготовление пищи для ребенка, да еще и с его посильным участием, повышает интерес к еде, способствует улучшению аппетита.

Видео: Как приучить ребенка к твердой пище

Почему малышу необходимо научиться жевать к 2 годам

Переход на более твердую пищу, которую необходимо пережевать, чтобы съесть, является естественным физиологическим процессом, связанным с развитием различных систем организма. Пищеварительная система постепенно привыкает к перевариванию твердой еды. Потребность в полезных веществах растет. Удовлетворить ее может разнообразная «взрослая» пища.

Если ребенок не приучится к нормальной еде, то будет нарушено питание всех тканей его организма. Это сказывается на его физическом и интеллектуальном развитии . Если проблема с жеванием все же существует, то не стоит паниковать. Научить малыша жевать кусочки пищи помогут некоторые специальные приемы.

Совет:

Можно дать малышу вареную морковку или куриную ножку. Их удобно держать и интересно потянуть в рот.

Опытные родители делятся своими методами по преодолению проблемы на форумах, посвященных воспитанию и кормлению детей. Некоторые советуют пустить все на самотек: вырастет, научится. Другие, наоборот, предлагают шоковую терапию: не давать есть, но оставить взрослую еду в пределах его досягаемости. Захочет кушать, достанет и поест.

Доктор Комаровский дает простые советы родителям, столкнувшимся с нежеланием малыша пережевывать пищу, как научить ребенка жевать.

В частности, он подсказывает, что папе с мамой необязательно сразу соглашаться с упрямым требованием крохи дать ему привычную протертую еду. Родители должны проявить артистизм, изобразить сожаление по поводу того, что блендер сломался или в магазине кончились баночки с мясным пюре. В крайнем случае, можно выдать малышу вилочку, чтобы он размял кусочки картошки. Это ему наверняка понравится, хотя отсутствие навыка может привести к тому, что половина пюре будет на полу. Но это уже проблема родителей. Зато ребенок в следующий раз будет требовать именно такую «интересную» еду, запихивая ее в ротик (вилочка должна быть специальная — пластмассовая, с тупыми зубьями).

Чтобы малыш научился пережевывать пищу, надо дать ему вкусное и красивое печение или кусочек сладких фруктов, которые ему нравятся. Подойдет бублик. Некоторые родители дают детям уже в возрасте 5-6 месяцев сушки или детское печенье. В этом возрасте, как правило, зубов еще нет, но ребенок трудится над сушкой, потому что ощущает приятный вкус. Он ее размачивает во рту, откусывает деснами маленькие кусочки, учится жевать и проглатывать их. Сушки надо давать не столько для насыщения, сколько для развития жевательного рефлекса. Потом, когда появятся первые зубки, малышу будет труднее привыкать к такой полезной и вкусной игрушке. Деснами ему кусать неудобно, а зубиков маловато.

Комаровский рекомендует попробовать накормить ребенка в детском кафе. Он будет смотреть, с каким аппетитом едят другие дети, и ему самому захочется попробовать такую еду. К тому же привычной протертой кашки или овощного пюре там не подают.

Когда в год малыш отталкивает ручонкой баранку, отказываясь брать её в рот, большинство родителей не придают этому значения. Когда в полтора года маленькое солнышко будет настойчиво выплёвывать все твёрдые кусочки пищи, и тогда большая часть мамочек не беспокоятся.

И только когда в два года оказывается, что уже подросший крепыш не жуёт пищу, из-за чего ему приходится давать только перетёртые и измельчённые пюреобразные продукты, вот тут уже начинается паника. Почему так часто сегодня у ребёнка отсутствует жевательный рефлекс? Как его восстановить и научить малыша жевать?

Как приучить к твёрдой пище: этапы перехода

Переводя малыша с жидкой и полностью однородной еды на твёрдую, следует придерживаться определённой последовательности. Сперва жидкие блюда превращают в полужидкие, а после — в вязкие и густые. Вдобавок к этому пюреобразная пища сначала мелко измельчается, а затем разделяется на средние и крупные кусочки.

  1. С трёх до шести месяцев, учитывая тип вскармливания, детям советуют давать пюреобразные блюда на ложечке. Вся пища в этом возрастном периоде должна быть полужидкой и не иметь комочков, чтобы не возникали трудности при глотании. Любое овощное пюре перед подачей два раза измельчают, используя тёрку или блендер. Прежде чем варить кашу, крупу перемалывают в муку.
  2. В возрасте от шести до девяти месяцев консистенция блюд становится более густой. Овощные культуры всё так же протирают через сито, но теперь достаточно одного измельчения. Кашу готовят с использованием круп среднего измельчения. Детям этой возрастной категории начинают давать гомогенизированное мясо (дважды измельчённое в мясорубке, а после взбитое в кухонном комбайне с отваром овощей).
  3. Начиная с девяти месяцев крохе предлагают такую твёрдую пищу, как пшеничный хлеб, печенье, сухарики. Любой из этих плотных продуктов помещают в руку малыша, разрешая почесать ими режущиеся зубки. В этот момент важно пристально следить за малюткой, чтобы не допустить ситуации, когда отколовшийся кусочек попадёт в дыхательные пути. Чтобы процесс употребления пищи стал максимально безопасным, продукты помещают в ниблер.
  4. Примерно с десяти до двенадцати месяцев наступает время, когда ребёнка приучают к менее измельчённой еде. Допускаются кусочки пищи размером 3–5 мм. Для измельчения фруктов и овощей применяют вилку, а мясо варят в виде фрикаделек. В этом возрасте для каши пригодна цельная, но хорошо разваренная крупа. Помимо прочего, подросшие дети желают подержать в руках интересующие их предметы, что даёт возможность давать им мелкие кусочки овощей и фруктов, ломтики белого хлеба. Всё это они без помощи взрослых кладут в рот и стараются пережевать.
  5. Для годовалого малыша не составит труда справиться с запеканкой из крупы, паровой котлеткой, мелконарезанными свежими овощами или фруктами и прочими блюдами. В два года жевательный рефлекс уже полностью сформирован.

Когда ребёнок начинает жевать

Чтобы не столкнуться с подобной проблемой и не ходить по детским врачам с жалобами, что ваш ребёнок не умеет жевать, задумываться об этом надо как можно раньше. Если вы в 2–3 года не разовьёте у малыша мелкую моторику рук, ему трудно придётся впоследствии. Точно так же и здесь. Если вы не разовьёте жевательный рефлекс в 6 месяцев, потом кусать локти будет слишком поздно. Когда же, в каком возрасте ребёнок начинает жевать? Всё происходит постепенно.

  • Полгода

Жевательный рефлекс просыпается в младенческом возрасте, к 6-ти месяцам. Если в этом возрасте вы дадите своему чаду сушку, баранку или тот же прорезыватель зубов, что он начинает с ним делать? Многие считают, что таким образом он чешет дёсны, но, как оказывается, это не единственная причина, которая заставляет малыша отправлять все твёрдые предметы в рот. Так он учится делать первые жевательные движения. И этот момент очень важно не упустить, потому что уже через пару месяцев, когда ваш кроха превратится в смешного зайчика с двумя передними зубками, ему жевать будет очень трудно. Поэтому постарайтесь, чтобы первые навыки он приобрёл еще до появления первых зубов.

Когда у крохи во рту уже больше пары зубов, он будет опять пробовать жевать вперемешку с глотанием и сосанием. И опять если упустить этот момент и не поддерживать жевательный рефлекс, ребёнок с радостью откажется от этой «работы» и будет глотать мягкие и жидкие пюре и кашки.

  • Два года

К этому времени малыш уже однозначно должен научиться активно жевать (пусть у него это не всегда будет получаться) твёрдую пищу. И если он не хочет жевать к этому возрасту, знайте: нужно предпринимать меры. Ведь именно в этом возрасте твёрдая пища способствует правильному развитию зубочелюстной системы, упражнению жевательных мышц и нормальному слюноотделению, без которого не будет ни самопромывания полости рта, ни нормального пищеварения.

Так должно происходить развитие жевательного рефлекса у малютки. Задача родителей — помочь ему в этом непростом деле. И если ситуация складывается так, что в 2 года он не жуёт твёрдую пищу, необходимо как можно быстрее выявить причину данного явления и попытаться исправить ситуацию.

Почему ребёнок не жует

Кроха может отказываться совершать жевательные движения по разным причинам. Одни из них можно будет легко устранить, а вот другие — проблематично, потому что исправлять их в два года будет уже поздновато. Причинами того, что уже подросший карапуз плохо жуёт или совсем отказывается это делать, чаще всего становятся следующие факторы.

  1. Неправильное кормление
    . Это случается, если мама, слишком заботясь о своём малыше, боится ему вводить в рацион твёрдую пищу, ссылаясь на то, что он может поперхнуться. Преобладание жидкой, пюреобразной еды — первая и самая частая причина этого явления.
  2. Несформированность навыков
    в младенческом возрасте. Это происходит, если в полгода у ребёнка отсутствовали баранки и прорезыватели зубов, а в год ему не вводили в рацион ничего, что можно было бы пожевать.
  3. Лень
    . Некоторые детки бывают слишком избалованными и ленивыми: да-да, им просто лень жевать. Тем более, если они знают, что по первому их требованию (капризам) мама заменит твёрдый кусок мягким пюре. Пару советов на этот случай вы найдете в статье: .
  4. Гиперактивность
    . Иногда ребёнок отказывается жевать по той простой причине, что ему некогда это делать: он вечно крутится, на месте не сидит, бегает, ему всегда куда-то надо бежать. Читайте: .

Это самые основные причины, почему ребёнок не жуёт пищу. Проанализируйте собственную ситуацию, понаблюдайте за малышом — и в скором времени вы сами поймёте, в чём причина этого неприятного явления. После этого избавиться от этой напасти будет гораздо легче.

Как научить ребенка жевать пищу

Главный вопрос, волнующий всех родителей, — как ребёнка приучить жевать пищу и восстановить его жевательные функции? Ничего невозможного нет, поэтому наберитесь терпения и — начинайте.

  1. Показывайте ему собственным примером, как надо жевать: учите его, дайте ему несколько уроков в игровой форме.
  2. Купите зефир или мармелад, которые нужно обязательно жевать.
  3. Перестаньте перетирать и измельчать пищу: только твёрдые куски. Не съел — не настаивайте: голод в конце концов возьмёт своё.
  4. Не кричите и не раздражайтесь. Старайтесь спокойно общаться с ребёнком во время еды, объясняя ему всё ровным, добрым, спокойным голосом.

Да, не так легко выдержать капризы, но если процесс запущен по вашей вине, тут уж ничего не поделаешь. Иногда можно только собственной выносливостью заставить жевать пищу своё ненаглядное чадо. Всегда помните при этом о результате, которого вы хотите добиться, а не о капризах и слезах своего маленького хитреца. Увидев, какая его мама неуступчивая, вот увидите — он скоро сдастся и уступит вам.

В последние годы специалисты отмечают увеличение количества детей, которые в два года и старше не умеют жевать пищу. По этой причине они отказываются переходить на еду, общую для всей семьи, отдавая предпочтение протертым и жидким блюдам. Вопрос, как научить ребенка жевать, сегодня актуален для многих родителей.

Правильное развитие жевательного рефлекса

Чтобы избежать целого комплекса проблем в возрасте от года и старше, важно вовремя начать развивать у малыша жевательный рефлекс. Просыпается он у грудничка примерно на 6-м месяце жизни. Если вы понаблюдаете за малышом, то заметите, как он старательно тянет в рот все предметы, попадающие ему в руки, и усердно мусолит деснами с пробивающимися зубками.

Обязательно давайте ребенку прорезыватели зубов , игрушки-«погрызушки», поскольку они требуются младенцу не только для того, чтобы почесать десна, но и для развития просыпающегося жевательного рефлекса. Первые навыки жевания крохе желательно приобрести еще до того, как она обзаведется первыми зубками.

Примерно в год у младенца уже несколько зубиков, которыми он готов грызть и жевать пищу. Дайте ему яблочко без кожуры (целое, а не кусочек, чтобы не подавился) или твердую сушку, пусть скоблит зубками и жует под наблюдением взрослых. Если не стимулировать интерес малыша, он позже станет отвергать твердую пищу, поскольку не привык с ней справляться.

Если вы боитесь, что малыш в возрасте около года поперхнется кусочком сушки или яблока, воспользуйтесь ниблером. Это приспособление представляет собой сетчатую соску, внутрь которой вкладывается кусочек подходящего продукта. Это может быть яблочко или детское печенье. Ребенок сосет и жует ниблер, ощущая вкус еды, что помогает ему привыкнуть пережевывать пищу.

Ниблер оптимально начать использовать с 7-9 месяцев. Важно его тщательно мыть после каждого использования, споласкивать кипяченой водой и следить, чтобы сеточка оставалась целой.

Обратите внимание! Ребенок в процессе «работы» с ниблером или сушкой обязательно должен дышать носом. Если у младенца насморк, дождитесь выздоровления, прежде чем предлагать ему твердую пищу.

При правильном развитии в два года ребенок умеет активно жевать и нормально глотать еду. У него могут возникать небольшие затруднения с новыми видами твердой пищи, но в целом он будет справляться.

Как понять, что ребенок готов к твердой пище

Как правило, малыш сам дает понять, что он заинтересован в обновлении своего рациона. Это видно из его поведения:

  • Перестает сосать пищу с ложки, принимая ее верхней губой
  • Пытается пережевывать
  • Проявляет интерес к «взрослой» еде
  • Тянет в рот твердые предметы
  • Во время кормления широко открывает рот

Обычно это происходит не ранее 8–9 месяцев – именно тогда можно начинать давать ребенку каши и другие продукты с небольшими твердыми частицами.

Почему ребенок не жует

Если не поддержать жевательный рефлекс в возрасте от полугода до года, высок риск, что в два года ребенок станет капризничать, если ему предложить твердую пищу. Неумение пережевывать еду и глотать небольшие кусочки приводит к тому, что малыш начинает давиться, выплевывать неприятные для него кусочки. При попытке проглотить еду он может подавиться или спровоцировать рвотный рефлекс.

Здоровый ребенок не умеет жевать только в одном случае – его не научили. Современные производители предлагают широкую линейку вкусных и полезных каш, творожков, овощных и фруктовых пюре, консистенция которых не располагает к жеванию. Если фруктовое или овощное пюре мамы готовят своими руками, они чаще всего используют блендер и добиваются идеальной однородности продукта, в результате чего ребенок не жует.

Если малыша кормить только блюдами с нежной консистенцией и не стимулировать жевание, то спустя какое-то время можно столкнуться с серьезными проблемами в развитии ребенка.

Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки

В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:

  • Готовить ребенку густые крем-супы и пюре, но оставлять при взбивании блендером несколько крохотных разваренных кусочков овощей
  • Позже овощи можно будет измельчать при помощи вилки, кусочки станут более крупными, но недостаточно твердыми, чтобы ребенок подавился
  • Наилучшего эффекта помогут добиться продукты, вкус которых нравится ребенку. Это могут быть печеные яблоки и груши, бананы, детское печенье
  • Еду нужно делать не только вкусной, но и красивой, чтобы она привлекала малыша

Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу — это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.

Почему надо жевать

Навык жевания очень важно развивать с раннего возраста. Постоянные тренировки и употребление твердой пищи обеспечивают:

  • Здоровые красивые зубы. Без постоянной стимуляции, которую не в состоянии обеспечить поглощение мягкой протертой пищи, челюсти малыша плохо растут, из-за чего новым зубам становится тесно. Ухудшается кровоснабжение десен и зубы вырастают недостаточно крепкими. В результате формируется неправильный прикус, могут возникнуть и иные стоматологические проблемы.
  • Хорошее пищеварение. ЖКТ ребенка развивается в соответствии с его возрастом, и желудку малыша старше полутора лет требуется пища, хорошо пропитанная слюной – она «запускает» процесс выработки пищеварительных ферментов. Если малыш не жует еду, а только проглатывает мягкую пищу, его желудок недостаточно активно вырабатывает ферменты, что грозит обернуться серьезным нарушением пищеварения в более взрослом возрасте.
  • Развитую речь. Отказ от жевания и плохая речь ребенка в два года и старше взаимосвязаны. Если малыш не жует с полугодовалого возраста, у него плохо развиваются мышцы, которые задействуются при произношении звуков. В этом случае ребенку физически сложно внятно говорить, и он старается избегать вербального общения.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]