1 год ребенку — что он должен уметь спустя 12 месяцев

Свершилось! Первая свечка на праздничном торте — малышу исполнился год … Наш герой заметно повзрослел, стал самостоятельным и вполне осознающим, что он хочет. Он все еще познает мир вокруг себя, и все еще нуждается в близости родителей. Маленький человек должен быть окружен заботой и любовью, чтобы в дальнейшем из него получилась сильная личность, уверенная в своих действиях.

Читайте: Развитие ребенка в 11 месяцев.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев.

У первогодок скорость роста заметно снижается. Это объясняется тем, что карапуз стал более активен в движениях, потому что разнообразие пищи дает ему возможность получать большее количество полезных веществ. Кроме умения ходить, малыш продолжает оттачивать и иные действия: толкает, тянет, носит различные предметы. Он будет подмечать движения старших братьев и сестер, и копировать их. Например, гимнастические упражнения будут представлять наклоны вперед, пока голова не упрется в пол. И таким манером, вверх тормашками, озорник будет поглядывать на происходящее, радуясь тому, что рассмешил окружающих. По-прежнему, малышу проще забраться вверх по лестнице, чем спуститься вниз. Ему уже знакомо чувство страха. Это говорит о том, что теперь у него имеется ощущение высоты, и начинает срабатывать инстинкт самосохранения. Надо продолжать снова и снова демонстрировать ребенку правила безопасного спуска.

Как развивать ребенка в 1 год

Чтобы малыш быстро развивался и приобретал все новые и новые навыки, помогите ему в этом:

  1. Поменьше носите ребенка на руках, дайте ему свободу передвижения.
  2. Озвучивайте ребенку все, что вы видите, беседуйте с ним. Читайте малышу книги – это так важно для развития речи ребенка.
  3. Играйте в развивающие игры: сортеры, кубики, пирамидки, шнуровка и т.д. Можно предложить малышу простую сюжетно-ролевую игру (например, стройка, гонки и т.д.). Хорошо подойдут пальчиковые игры.

Ребенок 12 месяцев развитие и питание.

На 12-м месяце жизни психологическая сторона жизни ребенка заметно усложняется. Неожиданно для всех кроха может вдруг заплакать не от боли или страха, а от обиды. У себя дома карапуз предстает бесстрашным исследователем, а среди чужих людей он требует, чтобы близкий человек был поблизости. У него появляется страх быть брошенным матерью. Поэтому надо быть очень внимательным к крохе, и не давать ему поводов к переживаниям.

Ребенок в этом возрасте старается оказывать влияние на взрослых для достижения своих целей. В противном случае он может закатить истерику, упасть на пол, орать, кричать и визжать. В этот момент недопустимо зареванного малыша ругать и наказывать — его надо взять на руки и успокоить, укачать. Разобрать ситуацию надо лишь после того, как ребенок успокоиться.

Еще год за годом будет сохраняться эмоциональная связь мамы с малышом. Он не будет удовлетворен только играми, вкусной едой и общением со своими сверстниками. Ему как воздух необходимы материнские объятия, нежность и ласковые руки. У него должна быть уверенность в том, что он является центром Вселенной для мамы с папой, что он для них самая большая драгоценность. Только так, ощущая огромную любовь, малыш узнает собственное «я», утверждая свою значимость среди людей. У годовалых деток появляется так называемый «переходный объект». Это вещь или предмет, который собой заменяет близкого человека, в данный момент отсутствующего. Особенно важно для малыша иметь этот предмет под рукой во время засыпания. Это может быть мягкая игрушка или мамина рубашка, сохранившая ее запах, или пеленочка, такая же теплая как руки мамы. Важно помнить, что «переходный объект» не должен стать смыслом существования ребенка. К его помощи надо прибегать только в те моменты, когда малышу требуется успокоение и душевный мир — отход ко сну, расставание (пусть и на короткий срок) с родителями, или когда льются слезы из-за ушибленной коленки. В остальное время «оберег» должен быть убран, но на расстоянии вытянутой руки ребенка, чтобы он мог прижать его к груди в любой момент.

Как воспитывать ребёнка 12-ти месяцев

Любопытство — отличительная черта

Чаще играйте с ребёнком в сюжетно-ролевые игры, стараясь обыгрывать те модели поведения, которые вы хотите видеть в своей повседневной жизни. Покажите ребёнку в игре, как надо вести себя, как надо кушать, садиться на горшок. Для него информация, изложенная в такой вот игровой форме – будет более понятной, доступной и весомой, чем просто ваши слова.

Учите ребёнка думать и использовать для решения задач подручные средства. Закатился мячик под диван? Не получается достать? А, давай попробуем его подтолкнуть лопаткой… Таким образом, ребёнок приобретает жизненный опыт и учится мыслить и нестандартно подходить к решению поставленных задач.

Ребенку очень важно чувствовать и знать, что он любим и важен для вас. Чаще берите его на руки, обнимайте, целуйте и гладьте. Не бойтесь, так вы его не испортите и не разбалуете, но ваша ласка, любовь и нежность помогут ему вырасти гармоничной и уверенной в себе личностью.

Что умеет ребенок в 12 месяцев?

12-месячный малыш умеет:

  1. Перекладывать во время еды ложку из одной руки в другую
  2. Набирать воду в ванной, применяя подручные средства
  3. Рвать листы бумаги и листья растений
  4. Снимать бусы через голову
  5. Брызгаться во время купания ручками и ножками, пытаясь вылезти из ванночки
  6. Ходит почти уверенно.

Очень интересно наблюдать, как из пассивного существа, ребенок превращается в активного, подвижного и очень занятого множеством дел маленького человека, способного самостоятельно передвигаться и удовлетворять свои желания в познании окружающего мира. Кроха постоянно «играет» собственным голосом — то покричит, то что-то пробормочет, подражая разговору, то запоёт. Проснувшись рано утром, малыш может долго раговаривать сам с собой, издавая какие-то звуки, пока своими руладами не разбудит родителей.

Рецепты блюд для детей 12 месяцев

Пример сбалансированного недельного меню, в котором собраны не сложные в приготовлении блюда, большинство из них подойдет для всей семьи. Ведь часто маме совсем непросто все успеть.

Дни неделиЗавтракОбедПолдникУжин
ПонедельникОвсяная молочная каша с маслом, белый хлеб, чай.Вермишелевый суп на курином бульоне, ленивые голубцы, компот.Кефир, галетное печенье, 4 штуки.Картофельное пюре, рыбные тефтели.
ВторникМакароны с тертым сыром, хлеб с маслом, чай с молоком.Свекольник,
овощное рагу с фрикадельками из телятины, компот.
Фруктовое пюре.Творожная запеканка.
СредаОмлет с зеленью, хлеб с маслом, напиток из цикория с молоком.Рисовый суп, картофельное пюре с паровыми котлетами из куриного фарша, напиток из шиповника.Детский творожок с фруктами.Овощное рагу с говядиной.
ЧетвергГречневая молочная каша, булка с маслом, чай.Суп с цветной капустой, тефтели из говядины, компот.Сок фруктовый, галетное печенье.Запеканка из говяжьей печени, чай.
ПятницаМанная молочная каша, булка с маслом, чай.Борщ, тушеный картофель с говядиной, компот.Йогурт фруктовый.Пюре из цветной капусты с паровыми котлетами.
СубботаПшенная каша на молоке, булка с маслом, напиток из цикория с молоком.Овощной суп, макароны с фаршем, напиток из шиповника.Молоко с булочкой.Блинчики с творогом.
ВоскресеньеКаша 7 злаков молочная, булка с маслом, чай с молоком.Суп из говядины с овощами, рис с фаршем и зеленью.Творог с фруктами.Овощное пюре с кусочком тушеной рыбы.

Меню, конечно, примерное, непосредственно перед сном ребенок дополнительно получает грудное молоко или молочную смесь, при необходимости, второе грудное вскармливание проводится ранним утром, до завтрака. Между завтраком и обедом ребенку можно дать яблоко или грушу, предложить фруктовый салат или кусочек банана.

Питание ребенка в 12 месяцев.

Рацион годовалого ребенка полезен и разнообразен. Родителям обязательно надо обращать внимание на продукты, которые недопустимы в меню ребенка. К ним относятся следующие изделия:

  • Конфетно-шоколадные
  • Копченые и вяленые
  • Колбасные
  • Специи и пряности
  • Помидоры

Что умеет ребенок в 12 месяцев? К этому времени карапуз уже умело управляется ложкой и готов приступить к пользованию детской вилочкой. Чтобы продолжить развитие жевательной функции, ребенку надо предлагать запеканки, котлетки на пару. Для системы пищеварения не помешают детские йогурты, кефир. Предлагая хлеб, надо следить, чтобы кроха на подавился крошкой.

Режим сна

У годовалого ребенка может быть два варианта режима сна:

  1. Первый предусматривает сохранения прежнего двухфазного дневного сна, который продолжается по полтора часа. Если ребенок нуждается в таком виде отдыха, то в течение последующих четырех часов после него он сохраняет активность и бодрое состояние. А вечером ложится спать приблизительно в 22.00. Такое расписание включает в себя пятикратное кормление.
  1. Есть и другой вариант, который предусматривает однократный дневной сон. Но при этом распорядок дня претерпевает изменения. Обычно малышей, которым нравится именно данное расписание, относятся к разряду сов. Они встают не раньше 8:00 утра, а днем предпочитает спать по два-три часа приблизительно в районе часа дня. При этом пятикратно кормления становится невозможным, и малютка есть только четыре раза в день. Преимущества данного распорядка в том, что оно максимально напоминает условия пребывания малыша в дошкольном учреждении, и позволяет быстро адаптироваться к посещению детского сада.

Для того чтобы понять, какой график для дневного отдыха лучше подходит именно вашему малышу, необходимо внимательно за ним понаблюдать. Переходить на однократный отдых в дневное время следует в таком случае:

  1. Во время наступления первого дневного сна ребенок сохраняет бодрость и энергию, безо всяких признаков сонливости.
  1. Любые попытки уложить его в это время вызывают протест и негативную реакцию.
  1. Процесс укладывания занимает настолько долгое время, что вынуждает значительно сдвигать по времени кормления, прогулку и ночной сон.

Игры.

Выбирая игрушки для ребенка, которому исполнился год, необходимо делать акцент на развитии зрительной памяти, мелкой моторики пальчиков, и развитии речи.

Развитию ребенка в 12 месяцев способствует определенный арсенал строительных деталей — это арки, конусы, пирамиды, разноцветные кубики. Карапуз познает азы строительства, и тут же разрушает все до основания. Во время созидательного процесса идет развитие мелкой моторики рук и оттачивается координация движений. Разнообразные сортеры – игрушки с отверстиями, куда помещаются фигуры, которые соответствуют прорезям. Они дают малышу представление о формах, помогая вырабатывать внимание и настойчивость.

Навыки в годовалом возрасте

Возможности двигательной активности в 12 месяцев состоит в том, что малыш уже хорошо умеет:

  • стоять без поддержки и опоры;
  • ходить при помощи поддержки взрослого за одну или обе ручки, а иногда и самостоятельно;
  • активно ползать, исключение составляют дети, которые сразу начинают ходить, что тоже является нормальным;
  • передвигаться при помощи ползания по лестнице, как вниз, так и вверх;
  • ходить по лестнице, приставляя одну ножку другой при помощи взрослого;
  • выполнять приседания, поднимаясь на ножки из этого положения;
  • залезать на кресло, кроватку или диван, и спускаться на пол.

Развитие ребенка на 12 месяце жизни проявляются и в игре, считается нормальным, если малыш научился делать следующее:

  • разбирать и собирать пирамидку;
  • складывать в емкости мелкие игрушки, открывать крышки и закрывать их;
  • играть в кубики, делая из них башню;
  • брать мелкие предметы при помощи двух пальчиков;
  • в игре, подражая взрослым, ухаживать, кормить и укладывать спать игрушки;
  • наблюдать за действиями других детей и повторять их.

Социальное развитие и сфера эмоций считается нормальной к году, в том случае, когда ребенок умеет:

  • проявлять свои чувства: обнимать близких, целовать их;
  • проявлять радость во время игры с взрослыми и другими детьми, а также новыми игрушками;
  • узнавать родных людей, и радоваться их приходу;
  • разглядывать фотографии своих близких и узнавать их, и показывать пальцем;
  • настораживаться или плакать при виде постороннего человека;
  • рассматривать книжки с яркими картинками и показывать пальчиком на изображения по просьбе взрослого;
  • пытаться танцевать или подпевать под знакомую музыку;
  • подражать поведению взрослого человека и копировать его мимику.

Показанием правильности речевого развития ребенка в возрасте одного года является оценка активной речи и понимание того, что говорят другие. Малыш должен уметь:

  • произносить около 10 слов на своем собственном языке;
  • отвечать на вопрос «кто это»;
  • подражать звукам животных: лаю, мяуканью, блеянию;
  • стараться повторять за взрослыми более сложные слова;
  • повторять звуки и слова за другими детьми;
  • выполнять просьбу: «принеси, дай, открой»;
  • понимать когда говорят «нельзя»;
  • показывать на предмет по просьбе взрослого человека;
  • узнать свое имя и отзываться на него.

Бытовые навыки у малыша должны также развиваться, обычно в 12 месяца он умеет:

  • откусывать от пищи кусочки и жевать их;
  • пить из стакана или кружки (бутылочки, поильника) совершенно самостоятельно, придерживая двумя ручками;
  • начинать попытки есть ложкой, некоторые дети умеют даже накалывать еду вилкой;
  • помогать взрослому одевать себя на прогулку;
  • давай четко понять, что у него мокрые штанишки, особенно если родители не используют подгузники, а многие дети в этом возрасте уже умеет проситься на горшок;
  • протягивать ручки для мытья под краном стараться вытереть их полотенцем.

Режим дня ребенка в 12 месяцев.

В режиме годовалого малютки происходят значительные изменения. Период бодрствования увеличивается до 5 часов. Это становится возможным благодаря увеличению работоспособности его нервной системы.

Если малыш в течение нескольких дней укладывается на дневной сон по расписанию, спит по несколько часов, а в следующий раз засыпает только на ночь, то родителям повезло. Потому что адаптация к новому «сонному» режиму обычно занимает несколько недель или даже месяцев.

Читайте: Развитие ребенка в 2 года.

Таблица развития ребенка до 1 года.

Режим – сон и питание

Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.

В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 — обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.

Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)

Как помочь малышу развиваться

Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.) Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.) Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого: Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что малыш встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от ребенка, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно. Когда ребенок научится проделывать самостоятельно подряд несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть малыш переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу. Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте малышу в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно. Когда ходите гулять с ребенком, обращайте внимание ребенка на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен. Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (ЗА и ПРОТИВ ходунков). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской. Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть малыш сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал. Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником — для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм — для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.

Читаем статью 10 способов как научить ребенка ходить

Игры

Играйте с детьми в сюжетные игры: все, что вы увидели на прогулке можно обыгрывать дома с помощью игрушек, например: вы смотрели, как грузовик разгружал кузов. Дома можете это повторить с детской машинкой и кубиками. Или устраивайте ребенку сказки-спектакли при помощи пальчикового детского театра или матрешек в виде героев сказки.

Пришло время перестроить отношения с ребенком. Организуйте свои игры и занятия с ним так, чтобы они проходили совместно, но в то же время вы позволяли малышу самостоятельно сделать то, что он умеет. Между вами и ребенком должно быть искреннее доверие, только в этом случае кроха сможет учиться у вас и полноценно развиваться.

← 11 месяц

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]